Портрет княгини В.С.Долгоруковой А.Ф.Ризенера из собрания Третьяковской галереи: к юбилею мастера

19 октября 2017 года - 250 лет со дня рождения французского портретиста Анри Франсуа Ризенера (1767-1828),  работавшего на территории Российской империи  в 1815-1822 гг.  В настоящее время его работы находятся в коллекции многих отечественных и зарубежных музеев.  В фондах Третьяковской галереи хранится портрет кисти  Ризенера, на котором запечатлена представительница известной аристократической фамилии княгиня Варвара Сергеевна Долгорукова.



В первой четверти XIX столетия А.Ф.Ризенер был весьма востребованным живописцем и миниатюристом.  Будущий художник рос и воспитывался в семье, сопричастной искусству. Он родился в Париже и происходил из семьи знаменитых мебельщиков. Отец, Ж.А.Ризенер (1734−1806) в 1774−м был удостоен звания "королевского краснодеревщика". Изобразительному искусству молодой живописец обучался в Королевской Академии живописи и скульптуры у прославленных художников классицистов Ж.Л.Давида и Ф.А.Венсана.  Во время революции Ризенер вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика, однако в конце 1790−х гг. вновь обратился к творческой деятельности. Ризенер регулярно выставлял свои работы в Салоне, в 1808 году удостоившись в нем медали за портрет Наполеона. В послевоенном Париже 1813-1814 гг. завязались  контакты мастера с русскими заказчиками. 

Около 1815 года  Ризенер прибыл в Варшаву, столицу царства  Польского, входившего в состав Российской империи.  Наместником провинции был великий князь Константин Павлович, при дворе которого художник успешно создал  ряд произведений. Великий князь составил дальнейшую протекцию живописцу в Москве и Санкт-Петербурге. В российский период творчества Ризенер выполнил портрет Александра I, трудился над изображениями представителей знатных семейств Апраксиных, Олсуфьевых,  Долгоруковых...



Портрет княгини Долгоруковой был написан Ризенером в конце 1810-х-начале 1820-х гг.  Варвара Сергеевна (1793-1833)  являлась дочерью действительного статского советника князя С.С.Гагарина и его супруги В.Н.Голицыной. Варвара рано осталась сиротой и воспитывалась в Екатерининском институте, по окончании которого была зачислена во фрейлины. В 1812 году она вышла замуж за князя В.В.Долгорукого (1787-1858), действительного камергера, в 1819 году назначенного  шталмейстером. В доме Долгоруковых бывал  весь свет высшего общества.  Варвара Сергеевна  славилась как своим умом и красотой, так и непоказной благотворительной деятельностью. "Это была идеальная женщина.  Сколько она делала добра, содержа столь много бедных своими пенсиями…" - вспоминал  будущий декабрист А.П.Беляев, посвятивший Долгоруковой немало восторженных строк. 

Изображение В.С.Долгоруковой по праву можно назвать жемчужиной собрания Третьяковской галереи. Молодая дама, облаченная в красное с белыми кисейными рукавами платье, внимательно смотрит с полотна на зрителя. Это произведение – замечательный пример стиля ампир в живописи первой четверти XIX века с присущей данному художественному стилю чеканностью силуэта, строгостью и гибкостью линий, статуарностью формы.

Известный искусствовед начала ХХ века барон Н.Н.Врангель отмечал, что художник "писал мощной кистью гладко и ровно как верный последователь Давида и некоторые портреты Ризенера мало чем уступают работам его учителя… Все они написаны точно и четко в свежих и ясных тонах и, наверное, справедливо передают черты людей того времени".

В портрете Долгоруковой Ризенер демонстрирует умение подметить красоту в легком повороте посадки женщины, естественности ее позы. Варвара Сергеевна изображена Ризенером сидящей в кресле, чуть наклонившись вперед, руки сложены одна на другую. Слева через раскрытую на балкон дверь раскрывается панорамный вид.  Эффектен колорит картины Ризенера: красное платье Долгоруковой, золотисто-рыжеватый, охристый оттенок ампирного кресла заданы в контрасте с  общей темно-серо-зеленоватой  гаммой фона и серовато-облачным небом. 



Манеру живописца в портрете отличает тщательность в изображении отделки мебели, деталей декоративной рамы.  Так же достаточно четко и ясно  прописан панорамный вид с "предгрозовыми" облаками, вносящими некоторый романтический оттенок. В композиции задана четкая система горизонталей и вертикалей, подчеркивающая  конструктивное начало картины. Во всем произведении  присутствуют свойственные  неоклассицизму качества постоянства, стабильности, порядка.  

Какова же была судьба портрета Варвары Сергеевны? На протяжении XIX столетия произведение находилось в фамильном собрании князей Долгоруковых в имении Волынщина Московской губернии.  В 1905 году портрет значился в числе работ  Ризенера, отобранных на грандиозную выставку в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. В 1917 году от Е.А.Долгоруковой полотно поступило в Третьяковскую галерею.              

 

Автор: Екатерина Клементьева, научный сотрудник Отдела живописи XVIII - первой половины XIX века 


Комментарии