В.В.Верещагин. Индийская серия

В апреле 1874 года Верещагин, уставший от нервного напряжения, связанного с переговорами по обустройству Туркестанской серии, не дожидаясь закрытия выставки в Петербурге, уехал на два года в Индию. Художник тщательно готовился к поездке, изучая в Публичной библиотеке литературу об этой далекой стране, о ее природе, обычаях и законах, штудируя атласы по географии и составляя маршрут. Он останавливался в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи и в горное княжество Сикким, посещал древние храмы Эллоры и Аджанты, углублялся в пограничные с Тибетом области — Кашмир и Ладак. 

Моти Масждит (Жемчужная мечеть) в Агре

Верещагин взял с собой в трудное путешествие супругу Элизабет Марию Фишер-Рид (в России ее называли Мария Кондратьевна), молодую хрупкую женщину, которая перенесла с ним опасные восхождения, находясь под пристальным интересом местных жителей, зачастую впервые видевших европейскую женщину. Позже она напишет очерки об этом экстремальном походе*. Из ее дневниковых рассказов мы узнаем, что художник подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии. Казалось, что он никогда не расставался с кистью и красками, с азартом и порой с одержимостью работал в любое время суток, забывая о сне и отдыхе, о мучивших его головных болях. Английские колониальные власти считали его русским шпионом и относились к нему в высшей степени подозрительно.

Но ничто не могло остановить Верещагина! Он был покорен древней историей и самобытной культурой Индии, работал с большим вдохновением и привез из поездки около ста пятидесяти этюдов. Это живописные работы небольшого размера воспринимаются как драгоценные изделия, где сияет каждый мазок красочного слоя, наполненный ярким светом. Художник намеревался объединить все этюды в так называемую "малую поэму", которая могла отобразить многовековой уклад, традиции, верования, культуру индийской жизни, а также пейзажи и национальные типы. Эта серия картин пополнялась быстро, благодаря изобилию экзотических персонажей — факиров, бхилов, парсов-огнепоклонников, буддийских лам. Верещагин создал десятки портретов местных жителей. Он никогда не задавался целью создать психологический образ портретируемого; его больше волновала фактурная и необычная внешность, уникальные и неповторимые черты. Поскольку каста определяла всю судьбу индуса, а названия многих каст часто совпадали с названиями профессий и родов занятий, художник не подписывал портреты именами изображенных лиц ("Бания (торговец). Бомбей", "Кутч-Баниан — одна из сект. Бомбей", обе — 1874–1876).
 
"Факиры" и "Два факира", обе 1874-76 гг.

Художник изображал древние архитектурные памятники: старинные мечети, буддийские храмы, наскальные монастыри, открытые аркады на набережных и каменные гробницы. Плотный синий цвет неба с оттенком фиолетового контрастирует с величественными беломраморными стенами индийской архитектуры. Верещагины с интересом посещали древние монастыри, расположенные в высокогорных, труднодоступных для паломников и посетителей местах или пещерах. Многовековой уклад общинной жизни каждого монастыря, в зависимости от принадлежности к определенной религии (буддийской, индуистской или джайнистской) имел свои особенности, что накладывало отпечаток и на традиционный стиль их в архитектуре. Художник запечатлел непривычные для европейца трапециевидные формы силуэты низких храмов монастыря Ташидинг ("Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким", 1875); выкрашенные белой и красной краской храмы с соломенными крышами Дарджилинга ("Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким", 1874), многоярусные с длинными деревянными балконами храмы Ладака ("Монастырь Хемис в Ладаке", 1875).

 
Посмертные памятники в Ладаке. 1875

Во время пребывания в княжестве Сикким Верещагины получили официальное приглашение в монастырь Пемиончи на праздник, в честь прославления буддийской веры, проходивший в виде обрядовой церемонии мистерии Цам. В ритуальном действии, включавшем танец и пантомиму, участвовали монахи и миряне, переодетые в яркие костюмы из китайского шелка, чьи лица скрывались за масками различных животных. На одном из этюдов изображен лама, позирующий художнику в маске мифической птицы Гаруды ("Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким", 1875).

Путешествуя по огромной стране и постоянно работая на пленэре, художник, безусловно, не мог остаться равнодушным к шедевру зодчества — мавзолею Тадж-Махал в Агре. Этот "памятник бессмертной любви", "жемчужину короны" он писал в утренних нежно-розовых лучах солнца, при вечернем закате, во время знойного дня, любуясь безупречной пластикой колонн минаретов и куполов, легкостью форм, гармонией пропорций ансамбля, похожего на плывущий корабль или остров, отражающийся в зеркальной глади реки ("Мавзолей Тадж-Махал в Агре" 1874 - 1876).
 
Мавзолей Тадж-Махал в Агре

На фоне кобальтового неба, декоративно подчеркивающего ослепительную белизну снежных вершин, написаны Гималайские горы с ледниками ("Ледник по дороге из Кашмира в Ладак", 1875). Масштаб едва различимых внизу всадников, продвигающихся по тропе между каменных осыпей, и открывающаяся перспектива на ледяные высоты между отрогами горных массивов позволяют предположить, насколько высокое находилось место для наблюдения. Продвигаясь от Ладакха к границе Тибета, спускаясь с высоких хребтов на широкие равнины с пастбищами, путешественники встречали караваны яков, в сопровождении кочевников народности чангпа. В горах Кашмира Верещагин писал культовые постройки — буддийские ступы (чортены), ошибочно принимая их за надгробные памятники. На самом деле тибетские чортены возводили для хранения священных реликвий, в качестве подношения Будде и напоминания о значимых событиях. Они также служили путевыми знаками и оберегами для путешественников.

 
Ледник по дороге из Кашмира в Ладак. 1875

Также задумывалась и "Большая поэма", посвященная теме колонизации Индии англичанами. По мнению художника, она могла состоять из двух-трех десятков монументальных картин. Одна из них "Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур 4 февраля 1876 года" (1875 – 1879) находится в Музее - мемориале Виктории в Колкате, Индия). Для трудновыполнимой задачи Верещагину пришлось еще раз посетить Индию в 1882–1883 годах. Грандиозный замысел был слишком утопичен даже для мощного творческого потенциала Верещагина. Поразившая драматическим сюжетом картина "Английская казнь в Индии"** (1884, местонахождение неизвестно), обличающая жестокий варварский вид казни, служила достаточно убедительным примером колоссального, хотя и не осуществленного в полной мере, замысла "большой поэмы".

В 1880 году Индийская серия, в количестве 139 картин и этюдов, была показана на персональной выставке художника в Петербурге. Выставка прошла с большим размахом и закончилась аукционом. Наибольшее количество — семьдесят восемь этюдов — купил П.М.Третьяков за 75 тысяч рублей.

Начавшаяся русско-турецкая война застала Верещагина в Париже, в разгар работы над Индийской серией. Оставив все замыслы, он поспешил на фронт.

Продолжение следует…


 

 *  Верещагина Е.К. Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных. СПб., 1883.
**  Другие названия картины: «Подавление индийского восстания», «Расстреливание из пушек в Индии» или «Казнь сипаев» (1884). Сюжет не связан с конкретным восстанием сипаев 1857 – 1858 годов, а представляет собой, как писал художник, «вообще интересный исторический факт». Внешний облик индийцев, их одежда говорят о том, что на картине изображена сцена казни сикхов-намдхари, восставших в 1872. Картина выставлялась на Венской (1885), года, Лондонской (1887) и американской (1888) выставках. Сюжет вызвал ожесточенные споры, художника обвинили в искажении исторической правды. Работа была выкуплена через подставных лиц на американском аукционе 1891 года, далее ее следы теряются. 


Автор: Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина


Комментарии