Выставка «Ветер революции»

На выставке, посвященной столетию октябрьской революции, экспонируются работы скульпторов, ставших очевидцами этих исторических событий. В их произведениях, созданных после 1917 года, революционная эпоха предстает бурной, драматичной и многоликой.  



Центральное произведение выставки ˗ «Ветер» В.И.Мухиной воплощает в пластике переживание того состояния, которое поэтически передал в стихах Александр Блок:

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

У революции, приводящей в движение многолюдные массы, много общего с природной стихией, способной принести с собой драмы и трагедии. Сергей Конёнков вспоминал: «… в первые годы новой жизни, мы, люди творческого труда, прежде всего, чувствовали гул и грохот крушения старого мира. Мы не могли охватить со всей полнотой события, которые проносились пред нами с ураганной быстротой. Мы видели прежде всего разрушительную силу революции». Для С.Конёнкова с революцией связана тема русского бунта. Образ Степана Разина у него перекликается с народной скульптурой и вбирает фольклорное, связанное с сюжетом народных песен, восприятие героя. Статуя И.Д.Шадра «В бурю» сегодня видится как символ противостояния воли и сознания человека слепым и грозным, природным и социальным силам.
 

Многие из скульпторов разных поколений и несхожих манер видели в революции очищающую грозу, предвестие нового светлого будущего. Они запечатлели вождей и революционеров своего времени, а также типические лица красноармейцев, крестьян, рабочих, т.е. тех, кто искренне поверил в революцию и последовал за ними. Портрет В.И.Ленина ценен тем, что был выполнен Н.И.Альтманом с натуры в кремлевском кабинете в 1920 г. и отражает впечатления художника от непосредственного контакта с вождем. В 1920-е годы бюст был весьма популярен, но позднее его вытеснили растиражированные и превратившиеся в официальный канон работы Н.А.Андреева.


«Краснофлотец» А.Е.Зеленского, «Рабочий с молотом» И.Д.Шадра – это героизированные собирательные портреты современников, несущие в себе напряженность чувств, пафос переживания революционных событий небывалого размаха.

Скульптура была тем видом искусства, которое утверждавшаяся революционная власть ценила за возможность использовать его огромный агитационно-пропагандистский потенциал. На выставке экспонируются эскизы памятников, большая часть которых была создана в рамках Плана монументальной пропаганды, предложенного В.И.Лениным в 1918 г. В них представлен тот круг личностей и исповедуемых ими идей, в которых революционеры видели фундамент новой культуры.


 
Карлу Марксу как основателю учения, на которое опирались революционеры, еще в 1920 г. был заложен памятник на Театральной площади Москвы. И хотя появился он только в 1961 г., от революционной эпохи остались интересные эскизы и проекты, среди которых работа А.М.Гюрджана. В Москве предполагались и монументы борцам за свободу ˗ библейскому Самсону; Спартаку – гладиатору, ставшему предводителем восстания рабов. Не были забыты и современники – среди них убитый в Лозанне В.В.Воровский, погибший от бомбы анархистов В.М.Загорский. Метафорическими образами, воплощающими дух революции, для скульпторов становились разные фигуры: у В.И.Мухиной – это Свобода во фригийском колпаке с молотом; у Н.А.Андреева – кузнец; у Б.Д.Королева – рабы, разрывающие цепи.

На выставке экспонируются и те работы, которые передают атмосферу тех лет, а также конкретные эпизоды истории. И.Н.Жуков, М.Г.Манизер изобразили наводнивших улицы беспризорников, превратившихся в серьезное бедствие времени.

Выставка «Ветер революции» передает воодушевление, питаемое надеждами на счастливое будущее, тревогу перед неопределенностью и хаосом, показывая реалии жизни тех лет.

 
Текст: Лариса Бедретдинова, куратор выставки
Фото: Анастасия Замятина

Комментарии