Ко дню рождения Н.К.Рериха

9 октября исполняется 143 года со дня рождения одного из самых известных русских художников ХХ века – Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947).

Рерих С.Н. Портрет Н.К.Рериха. 1938

"В истории современной русской живописи, - как отмечал искусствовед Сергей Эрнст, - художническая индивидуальность Рериха рисуется, при всем её идейном контакте с последними достижениями и открытиями в этой области, обособленной, своеобычной и, может быть, несколько неожидан
ной…"

В дореволюционной России живописец прославился "величественными видениями" древней Руси, основанными на впечатлениях от многочисленных поездок по городам и глубинкам, на систематическом изучении истории и археологии. Позднее Николай Рерих стал всемирно известен как автор многочисленных картин, изображающих гималайские вершины, написанные с натуры в Индии и Тибете.

Интерес к далекой и таинственной Азии зародился у Николая Константиновича в начале ХХ века, когда будучи секретарем Императорского Общества Поощрения художеств, он принял активное участие в организации в 1904 году посмертных выставок произведений В.В.Верещагина в Санкт-Петербурге. С тех пор в творчестве Рериха, наряду с образами древнерусских былин, появляются сюжеты, исполненные по мотивам тысячелетних легенд Востока, воображением художника претворенные в яркие, чарующие образы далеких, волшебных стран.

Рерих Н.К. Твердыни Тибета. 1931

В 1920-е годы сбылась его давняя мечта - организовать Центрально-Азиатскую экспедицию, что принесло Николаю Рериху славу путешественника, чье творческое наследие хранится и изучается в более двадцати музеях и культурных центрах мира – в России, Европе, Индии и США.

Один из самых ранних шедевров Н.К.Рериха "Гонец" был приобретен П.М.Третьяковым в 1897 году и по-прежнему занимает достойное место в постоянной экспозиции галереи. Собрание музея активно пополнялось в течение ХХ века и в 1949 году получило целую коллекцию картин Николая Рериха от МИД СССР. К счастью и в 2017 году в фонды графики поступил редкий эскиз к картине "Прокопий Праведный отводит тучу от Устюга Великого", исполненный в 1913 году.

Рерих Н.К. Путивль. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина "Князь Игорь". 1908

Рерих широко известен не только как художник и путешественник, но и как автор "Пакта о защите памятников культуры", проект которого он успешно реализовал в 1930-е годы во многом благодаря своему юридическому образованию и связям в высших кругах США и Европы. Пакт Рериха стал первым международным актом, посвящённым охране культурных ценностей и в 1954 году его текст лёг в основу Гаагской "Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта".

"Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим... " — так в одном из эссе Рерих лаконично описал суть своего творчества. Спустя сто лет он стал незабвенным героем культуры, чья биография вполне предстает увлекательнейшим жизнеописанием, окруженным сонмом легенд и таинственных историй.

После долгих и удивительных странствий по миру Николай Рерих завершил свой жизненный путь в Гималаях в 1947 году.

 

Автор: Владимир Никишин, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века 




Комментарии