Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой

«Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно», - писала М.Цветаева, встречавшаяся с художниками в Париже. Действительно, их имена, кажется, неотделимы друг от друга: их объединяли не только личные отношения, они были единомышленниками и первооткрывателями новых путей искусства ХХ века. Они  вместе участвовали в художественных объединениях, экспонировали свои произведения, в «четыре руки» оформляли балетные постановки для знаменитых «Русских балетов Сергея Дягилева». Однако эта привычная «соединенность имен» порой таила неожиданные сюрпризы.   

В 1961 году Третьяковская галерея получила в дар от В.Э.Морица «Автопортрет» Н.С.Гончаровой. К этому моменту галерея уже обладала работами жившей в Париже художницы, в том числе знаменитым «Автопортретом с желтыми лилиями» (1907-1908). Новый «Автопортрет» был исполнен в совершенно иной художественной манере – темперой на картоне, с наклеенными фрагментами афиш, ткани, даже опилками.  Сам образ на портрете – одновременно эпатирующий и откровенно «парадный», плохо соединялся с чуждым всякого самолюбования характером Гончаровой. Тем не менее, не было достаточных оснований, чтобы «отвести» авторство художницы.  

Ларионов М.Ф.  Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. 99 х 85. Дар В.Е.Морица

Лишь много лет спустя, когда в Россию из Франции вернулось огромное наследие  художников,  загадка разрешилась. Автор этого произведения, был, наконец, определен. Им оказался М.Ф.Ларионов. Нашлись и отзывы современников -  портрет подробно описан в статье Я.Тугендхольда о выставке  «1915 год»: «Ларионову показалось недостаточным, слишком недвумысленным и элементарным, что на портрете Гончаровой он наклеил вырезки из театральных афиш, напоминающих публике об ее участии в «Coq dOr» и «Веере». Он решил, что можно и вовсе обойтись без холста, показав публике настоящие вещи, весело подсвеченные краской или в их натуральном виде». 
 
На протяжении всей жизни (а их союз сложился еще в годы обучения в московском Училище живописи, ваяния и зодчества) Ларионов создал множество портретов Н.Гончаровой. Это не портреты любимой женщины – а «любимого художника», имидж которого Ларионов многие годы создавал продуманно и планомерно. Когда-то влюбленная Гончарова писала  ему: «Я – твое произведение..» .  Вряд ли это справедливо по отношению к её самобытному, ничуть не похожему на ларионовское, искусству, но «образ художницы Натальи Гончаровой» – бесспорно, принадлежит Ларионову. Среди ранних рисунков углем и пастелью много гончаровских изображений: фигуры, портреты, жанровые сценки с ее участием  – в этот ранний период накопления опыта – она была идеальной терпеливой моделью. 

Справа: Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1923. Лист из альбома.Бумага, графитный карандаш. 33,2 х 27,1.
Слева: Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. Конец 1910-х-1920-е. Бумага желтая, темпера. 50,6 х 35,1
 
Но уже во второй половине 1900-х он исполняет портреты Гончаровой, указывающие на ее собственное творчество. «Портрет на фоне крестьянских вышивок» (1911, частное собрание) аппелирует к «крестьянским циклам» художницы; в 1913 году, в период оформления футуристических книг, он исполняет  откровенно хулиганские парные портреты Гончаровой и себя самого, которые могли бы иллюстрациями этих книг. В конце 1910-х Гончарова предстает в облике испанки с гребнем в волосах, в качестве автора оформления «испанских спектаклей» для антрепризы С.Дягилева и живописных панно «Испанки»; на рисунках 1923 года – в образе персонажа балета «Свадебки». «Портрет Н.С.Гончаровой» 1915 года – это отражение ее парижского триумфа, когда после успеха оформленного ею «Золотого петушка», она «в одночасье из никому не известной московской художницы она превратилась в знаменитого театрального художника». 

Ларионов М.Ф.  Портрет Н.С.Гончаровой. 1900-е. Картон, пастель. 52,8 х 35,8

Это произведение -  своеобразный «парадный портрет» эпохи футуризма. Художник не столько пишет, сколько «делает» его  из разных материалов – ткани, краски, кожи, фрагментов театральных афиш, опилок , превращенных в какие-то золотые крошки, и …волос, возможно, пожертвованных самой Гончаровой. На портрете имеется утрата – в правом верхнем углу содран довольно большой прямоугольный  фрагмент. Что могло там быть? Какое изображение? К сожалению, в 1915 году в каталоге не помещали фотографий экспонатов, эскизов к этому портрету, явно рождавшемуся в качестве импровизации «из подручных материалов» – тоже нет. Однако, учитывая историю оформления спектакля «Золотой петушок», можно высказать предположение. 


Ларионов М.Ф.  Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. Фрагмент

Известно, что костюмы и декорации к опере-балету «Золотой петушок» были поручены Н.Гончаровой. В своих воспоминаниях она описала историю получения заказа, свои переговоры с С.П.Дягилевым. Ларионов должен был исполнить по ее эскизам декорации  в натуральную величину. Он и писал их, чему существует документальное подтверждение – фотография в мастерских Большого театра: Ларионов в военной форме и Гончарова …в рабочей одежде  с кистью в руках на фоне задника к первому действию спектакля. Имя Ларионова на афише не значилось, но среди эскизов костюмов явно выделяются исполненные им - в свободной живописной манере, «a la prima».  Это его артистическое чувство юмора позволило  включить в свиту Шемаханской царицы двойной портрет Ларионова-Гончаровой в образах Шайтана и восточной Танцовщицы. Во время работы над «Золотым петушком» складывается «театральный дуэт» Ларионова и Гончаровой, впоследствии все спектакли они будут оформлять вдвоем. Естественно предположить, что и в программном «Портрете Н.Гончаровой» 1915 года на втором, но заметном плане, должен был быть «собственный портрет» Ларионова. В случае с «Золотым петушком» Ларионов был вполне удовлетворен этой ролью – ролью второго плана. По иронии судьбы, он оказался «за кадром», спрятался под «маской Гончаровой» и в качестве автора «Портрета Гончаровой». Эта случайно возникшая мистификация в последней русской работе художника – словно отблеск той наполовину вымышленной биографии, которую Ларионов будет писать себе в парижские годы.


Автор: Евгения Илюхина, зам.заведующего отделом графики XVIII - начала XX века


Комментарии