Восковая пластика Фёдора Толстого. "Одиссея"

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открылась камерная выставка «Восковая пластика Федора Толстого» в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». На выставке можно увидеть пять лучших произведений выдающегося, неординарного человека эпохи романтизма Федора Петровича Толстого (1783-1873)  из фондов музея.
В серии публикаций мы расскажем о мастере и его произведениях.

Федор Толстой прожил долгую интересную жизнь, был причастен ко многим историческим событиям и общественным начинаниям столетия, о которых написал в своих мемуарах, но его творческие достижения принадлежат прежде всего культуре первой половины XIX века.

Увлечение классической литературой, подражание древним в искусстве и архитектуре, в образе жизни, в моде на одежду и мебель было неотъемлемой частью эпохи классицизма. В 1810-е годы Толстой создал на сюжет «Одиссеи» цикл из четырех восковых рельефов. Они представляют собой не просто иллюстрации к отдельным эпизодам поэмы -  выбраны ключевые моменты эпоса, которые выстраиваются в законченный рассказ в картинах, в повествование о воинских подвигах, о любви и верности, сыновней преданности. 

Одиссей убивает женихов Пенелопы. 1815
«Одиссея», песнь XXII. Одиссей вместе с Телемаком убивают сватающихся к Пенелопе женихов и казнят слуг, изменивших своему царю.

Искусство Ф.Толстого по преимуществу камерное. Он создал большое число медалей и медальонов, восковых рельефов, графических листов, так называемых "обманок" в акварели и гуаши, силуэтов в технике вырезания из бумаги, лишь эпизодически обращался к бюсту и монументально-декоративной скульптуре. Тем интереснее его опыт иллюстрации древнегреческого героического эпоса. Перед зрителем предстают многолюдные сцены, величественная архитектура, дворцовые залы с высокими колоннадами, в первой композиции на стене виден рельефный фриз с изображением жертвоприношения богам. В величественном окружении персонажи поэмы беседуют, вкушают яства, слушают музыку, печалятся или радуются, ведут себя мужественно или недостойно. Картины античной жизни рисуются одновременно и как возвышенный идеал, и как мир реальных, живых человеческих чувств. Композиции имеют живописный характер, демонстрируют высочайшее мастерство Толстого в овладении лепкой в воске. Несмотря на небольшую высоту рельефа, художник выстраивает изображение в нескольких планах: объемы первого плана плотные и материальные, очертания дальних предметов тают в воздушной дымке. Тончайшие нюансы моделировки фигур придают рельефам изысканность и драгоценность ювелирных изделий, побуждают к длительному рассматриванию подробностей и деталей. Изображения не выглядят скучной знаточеской реконструкцией, они одухотворены мироощущением эпохи, в культуре которой античное и русское национальное начала органично переплетались.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке в зале 12 можно увидеть лучшие восковые произведения Федора Толстого из фондов музея до 5 июня 2018 года.

Текст: Лариса Бедретдинова


Комментарии