Вера Николаевна, жена Павла Михайловича, любила Кунцево также, как и все Третьяковы. Особенно ей нравилась кунцевская липовая роща. Необыкновенно живописным это место становилось вечером, когда, как писала В.Н.Третьякова в своей записной книжке: «…роща принимала фантастический вид, если только солнце и облака имели розовый цвет».
Не случайно, что это место стало фоном для парадного портреты Веры Николаевны, исполненного Иваном Николаевичем Крамским по заказу Павла Михайловича.
Не случайно, что это место стало фоном для парадного портреты Веры Николаевны, исполненного Иваном Николаевичем Крамским по заказу Павла Михайловича.
Работа над ним началась в Кунцеве в сентябре 1875 года. Для первого варианта В.Н.Третьякова тщательно выбирала наряд: «Я… гуляю по любимому моему Кунцеву, в моем любимом платье с красным платком и простым деревянным батистовым зонтиком» - записала она в альбоме.
![]() |
И.Н.Крамской. Портрет В.Н.Третьяковой. 1876 |
Портрет давался Крамскому с трудом, и работа растянулась на несколько лет. Художник никак не мог достичь желаемого результата, а заказчик терпеливо ждал.
В 1877 году Иван Николаевич, «бившийся» над удачным фоном (пейзаж оказался для Крамского непростой задачей), решил, что необходимо видеть модель в естественном освещении. «Теперь же я возьму преобладающий фон зеленый, а летом приеду на две недели в Москву, чтобы обработать в Кунцеве по натуре» - писал он Третьякову. Павел Михайлович был рад предстоящей встрече: «Вы надеетесь, что я буду терпеливо ждать приведения в порядок портрета жены? Еще бы не быть терпеливым, когда обещается такое удовольствие, как двухнедельное общество Вашей особы, за это можно и потерпеть!». Позже художник возвращался к работе в 1878 и 1879 годах.
Увы, второй вариант портрета, имевший уже законченный вид, не привел Третьяковых в восторг. «Я помню… мы были смущены и разочарованы. Вместо любимой красной шали на ее руке шарф – белый, с голубыми полосками; вместо лета – осень; и сама она стала меньше, тише, менее жизнерадостной, но, может быть, более интимной, более близкой» - писала дочь Веры Николаевны, Александра.
![]() |
Иван Николаевич Крамской. Начало 1870-х гг. |
Но, возможно, именно интимность, спокойствие и душевная близость были замечены художником в своей модели? Именно они казались ему важными? Ведь в 1879 году, в том же Кунцево, И.Н. Крамской написал еще один портрет Веры Николаевны, поколенный и более скромный.
Создание второго портрета своей мамы описала Александра Боткина: «Портрет Веры Николаевны писался на балконе. Вера Николаевна сидела в дверях, сзади нее стояли ширмы, служившие темным фоном, а также защищавшие Веру Николаевну от тяги, бывающей при разнице температуры воздуха в комнате и во дворе… Освещена она была натуральным светом из сада и с неба». Этот портрет Александре Павловне нравился больше предыдущего, она писала, что лучше всего были переданы глаза В.Н. Третьяковой, «…слегка близорукие и слегка улыбающиеся». Получается, что портрет, выполненный Крамским по собственному желанию, оказался лучше заказного?
![]() |
И.Н.Крамской. Портрет В.Н.Третьяковой. 1879 |
Так или иначе, но Павел Михайлович приобрел оба портрета, которые и сегодня находятся в собрании Третьяковской галереи, а поколенный образ супруги основателя музея украшает один из залов постоянной экспозиции.
Автор - Маргарита Корнилина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-начала ХХ века.
Комментарии
Отправить комментарий