Сергей Константинович Зарянко. К юбилею художника

24 сентября (7 октября) 2018 года — 200-лет со дня рождения Сергея Константиновича Зарянко (1818-1870). Портретист, иконописец, мастер интерьерного жанра, теоретик и педагог Зарянко является одним из самых незаурядных и техничных художников середины XIX столетия, творческая жизнь которого была связана с Санкт-Петербургом и Москвой. До иллюзорности точная живописная манера Зарянко как у его современников так и в наши дни нередко вызывала противоречивые суждения, но в тоже время мало кого оставляла равнодушным.

Портрет княгини М.В.Воронцовой. 1851

Родился будущий художник в местечке Ляды Могилевской губернии в семье Константина Никитина по прозвищу Зарянко, крепостного крестьянина князя Любомирского.  Получив вольную, отец вместе с семьей около 1822 года переехал в Санкт-Петербург. Первые уроки Зарянко брал у В.М.Аврорина, в 1834–1838 годах был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств по классу ландшафтной и перспективной живописи. 
Параллельно с академическими занятиями Зарянко обучался в мастерской А.Г.Венецианова. Чувство глубокой признательности наставнику Сергей Константинович сохранял на протяжении всей  жизни.  В 1843 году Зарянко получил звание академика, спустя семь лет стал профессором исторической и портретной живописи второй степени. Тогда же он был утвержден в чине надворного советника. 

Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда теоретических и методологических трудов. С 1843 года мастер много времени уделял педагогической деятельности, работая в разных учебных заведениях, в том числе преподавал в Московском училище живописи и ваяния (с 1856 года). 

В 1860-е го на арену художественной жизни пришло новое поколение художников, а вместе с ним и новая эстетика критического реализма. Слава Зарянко стала меркнуть. Тем не менее, мастер продолжал много и напряженно работать, отдавая все силы творчеству. Двадцатого декабря 1870 года (1 января 1871 г. по новому стилю)  Зарянко скончался в Москве.   

Девочка в голубом платье. Портрет Н.С.Зарянко. 1870

В истории русского искусства Зарянко остался как художник, обладающий несомненной творческой индивидуальностью. Выбрав стиль, основанный на тщательнейшей передаче натуры, Зарянко желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. «Живопись может передавать только внешнюю форму человека, а также всего существующего в мире; она может сделать только копию с человека и со всего видимого. Но зато если эта копия будет передана буквально верно, то в ней, помимо сходства, будет заключен тот же дух, та же жизнь, та же душа, которая содержится и в самом оригинале…», — вспоминал слова Зарянко в очерке «Наши учителя»  его ученик В.Г.Перов.  


Первым полотном, поступившим в собрание Третьяковской галереи, стало приобретенное П.М.Третьяковым в 1871 году изображение дочери художника «Девочка в голубом платье. Портрет Н.С.Зарянко» (1870). Спустя девять лет меценат выкупил «Портрет неизвестной», позднее атрибутированный Н.Л.Приймак как изображение М.И.Аврориной супруги художника и священнослужителя В.М.Аврорина, первого учителя Зарянко.  

Портрет М.И.Аврориной. 1851

Интересна история создания этого произведения. Долгое время оставалась невыясненной проблема, связанная с определением времени создания картины, так как на обороте и лицевой стороне были указаны две разные даты: 1845 и 1851. В результате проведенного в 2018 году исследования, удалось установить, что портрет М.И.Аврориной был написан поверх другого изображения, к которому и относится более ранняя датировка.


В  ХХ веке приобретение полотен Зарянко продолжилось. В настоящее время собрание работ мастера в Третьяковской галерее включает девять произведений живописи, три – графики и одну портретную миниатюру.  Дошедшие до наших дней полотна Зарянко, прекрасно передающие эпоху середины XIX столетия, имеют большую историко-культурную и художественную ценность.


Автор - Екатерина Клементьева, научный сотрудник 1 категории отдела живописи XVIII - первой половины XIX века 

Комментарии