Арлекины Серебряного века

Сомов К.А. Спящая дама. 1909. Бумага, наклеенная на ткань, гуашь


Тема выставки «Арлекины Серебряного века»  необъятна и одинаково актуальна для всех видов искусства начала ХХ века. Комедиа дель арте проникла не только в сферу изобразительных искусств, но и в литературу, музыку, хореографию, она во многом способствовала рождению нового  театра. 

Формат выставки, строящейся исключительно на визуальных образах, не позволяет раскрыть культурный феномен  Арлекинады во всем его масштабе. Поэтому мы решили сопроводить выставку «закадровыми» комментариями, заметками на полях воображаемого каталога -  специальной программой навигации по интернет-ресурсам, которая поможет интересующемуся зрителю совершить путешествие в во времени – в Серебряный век русской культуры.
Сомов К.А. Арлекин и смерть. 1907. Бумага, акварель, гуашь

Посты будут посвящены поэтам и художникам, режиссерам и танцовщикам, картинам и пьесам,  театрам и кабаре, да и просто героям этого времени  -  знаменитым красавицам, благородным мечтателям  и злодеям. Мы расскажем  о «Веселой  смерти»,  стране Арлекинии,  «Распятом Арлекине»,   «Электрическом  Арлекине», отправившемся «арлекинствовать в траляля»», о «Золотом ключике», деревьях –арлекинах , словах-арлекинах и  многом другом. 

Начнем с начала – с понятия «Серебряный век». История возникновения этого словосочетания,  кажущегося сейчас столь привычным и «сто лет знакомым», на самом деле не так проста.  Большинство из нас могло услышать его в первый раз в строках «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:

«На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл».
Сомов К.А. Экслибрис  С.П. Зенгер. 1902. Бумага, тушь, белила, кисть, перо

Созданный Ахматовой поэтически безупречный и убедительный образ, передающий атмосферу последнего предвоенного года,  «арлекинады 1913 года», распространился на всю культуру рубежа веков, сметенную последующими катаклизмами, обозначившими начало нового времени -  «не календарного, настоящего Двадцатого Века». Пронзительную характеристику  этой эпохи дает Владимир  Вейдле, один из претендентов на авторство термина «Серебряный век»  в эссе «Три России» ( Париж, 1937): 
«Самое поразительное в новейшей истории России, это, что оказался возможным тот серебряный век  русской культуры, который предшествовал ее революционному крушению. Правда, длился этот век недолго, всего лет двадцать <…> сияние его - как и подобает серебряным  векам  - было в известной мере отраженным: его мысль и вкус обращались только к прошлому и дальнему; его архитектура была ретроспективной и на всем его искусстве лежал налет стилизации, любования чужим; он не столько творил, <…> сколько воскрешал и открывал».  

Общепринятого определения Серебряного века до сих не существует.  Исследователи продолжают увлеченно спорить о его авторе и времени появления.  Подводящая итог многолетней полемике,  исчерпывающая на настоящий момент информация  -  в тонкой и ироничной статье  О. Е. Рубинчик «Серебряный век - "полуслучайный недотермин" или удачная метафора?» //  Сюжетология и сюжетография. - Новосибирск, 2013. - № 1. - С. 87-98.

Выставка «Арлекины Серебряного века» проходит в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке до 19 мая 2019 года.

Сомов К.А. Арлекин и дама. 1912. Бумага на картоне, гуашь



Автор - Ирина Викторовна Шуманова, заведующая отделом графики XVIII - начала XX века

Комментарии