Из родословной Арлекина

Сомов К.А. Арлекин и дама (фрагмент). 1912. Бумага на картоне, гуашь

Мы продолжаем серию публикаций к выставке «Арлекины Серебряного века», проходящей с 23 ноября 2018 по 19 мая 2019 в главном здании Третьяковской галереи. Сегодня поговорим об одном из известных персонажей итальянской комедии дель арте - Арлекине. 

Арлекин - это хитрый, но глуповатый слуга - "второй Дзани" ("secondo Zani"), воришка, лгун и плут, находящийся в постоянном конфликте с хозяином. Он очень беден, у него нет денег даже на то, чтобы заштопать собственное платье кусками материи одинакового цвета. Наряд Арлекина изначально состоял из разноцветных заплаток.

Создателем образа Арлекина считают итальянского актера Тристано Мартинелли (Tristano Martinelli, 1557-1630). Считается, что в придуманном им персонаже соединяются древние легенды про дьявола и демонов. Мартинелли в составе различных кочующих трупп объехал всю Италию, бывал в Англии, долгие годы работал во Франции. Именно поэтому считается, что возможно имя Арлекин имеет французские корни (Herlequin или Hallequin в средневековой французской традиции - «дьявол-шут»).  Выступал при дворах крупнейших правителей Европы  - Генриха IV Наваррского, Марии Медичи, Людовика XIII,  Винченцо I Гонзага. В конце жизни обоснавался в Мантуе. 4 января 1618 года «Арлекино» Тристано Мартинелли купил мельницу в недалеко от Мантуи в Бигарелло (по иронии судьбы, превратившись в мельника Пьеро), на стене которой была установлена памятная  доска, изображающая Арлекина, привязанного цепью к своей собственности, «уносящей за собой муки и голод его семьи».  

В память о Мартинелли в 1999 году в Мантуе родилась премия ARLECCHINO D'ORO, учрежденная Сиро Ферроне и  Умберто Артиоли. С тех пор европейская столица развлечений каждый год присуждает эту желанную награду итальянскому или иностранному артисту, который добился успехов в изображении этой маски.




Другой знаменитый  арлекин - Доменико Бьянконелли (Dominique Biancolelli, 1636-1688). 
В середине XVII века работавший во Франции итальянский актер изменил характер и костюм Арлекина (во Франции Арлекина часто называли Домиником). В его исполнении Арлекин превратился в хитрого, остроумного, злоязычного интригана, активно участвующего в развитии действия. Персонаж стал более изящным - старое заштопанное платье сменилось характерным разноцветным нарядом с изысканным узором из квадратов.

В жизни Бьянконелли был эпизод, благодаря которому он оставил след во множестве языков, в том числе и в русском. Выражение «потерпеть фиаско» идет из города Флоренции,  где Бьянконелли какое-то время выступал. Комик любил выходить на сцену с обыденными предметами: шляпа, стул, одежда, трость, над которыми он шутил. Однажды на сцену он вышел, держа в руках «фиаско» – бутылку, которую носили женщины легкого поведения, что очень заинтриговало зрителей. Бианконелли всячески шутил над ней, но ни одна шутка не заставила смеяться публику. Тогда комик с грохотом бросил бутылку на землю и громко закричал: «да будь ты проклята, это твоя вина – фиаско». Такое экспрессивное выражение, заинтриговало публику и со временем приобрело огромную популярность среди народа. С того времени, когда случалась неудача, народ привычно говорил: «Это все фиаско Бианконелли».

Дальнейшую историю арлекина мы расскажем в следующих постах.


Текст:  Мария Шингарева, научный сотрудник отдела графики XVIII - начала XX века. 

 

Комментарии