Портреты XVIII века: Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова.1773



Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет П.А.Демидова
1773
В начале 1770-х годов Д.Г.Левицкий получает от президента Академии художеств заказ на портреты попечителей московского Воспитательного дома. Лучший среди этой серии - портрет П.А. Демидова.

Прокофий Акинфиевич Демидов, богатейший человек России, сын уральского горнозаводчика, получил образование в Германии. Он много путешествовал по Европе и познакомился с новейшими философскими идеями того времени. Особенно его заинтересовали педагогические теории просветителей и вообще тема воспитания человека. Вернувшись в Россию, Демидов приветствовал устройство Воспитательного дома в Москве, считая, что созданием подобного учреждения Екатерина II "многие беззакония и зверские злодейства предупредила". На нужды дома он пожертвовал 1.107 000 рублей, подарил свой дворец, а также коллекции древних монет, минералов, чучела зверей и птиц. При этом, по отзывам современников, Демидов был человеком грубоватым, очень независимым. Порой он приводил в негодование саму императрицу, называвшей его в порыве гнева "дерзким болтуном". Но Екатерина весьма ценила своего подданного, прощая ему и дерзкие речи, и экстравагантные поступки за его широчайшую благотворительную деятельность. Именно за нее, не состоя на государственной службе, Демидов получил чин статского советника.

На портрете в полный рост изображен пожилой человек в богатом домашнем одеянии. Стоя в свободной позе, левой рукой он облокотился на садовую лейку, рядом с которой – луковицы растения и раскрытая книга с изображением цветка, а правой указывает на цветочные горшки и на здание Воспитательного дома, изображенное на дальнем плане. В картине в аллегорической форме воплощается идея бережного ращения, умелого и разумного воспитания. Цветок распускается в результате долгих и кропотливых усилий человека, который, в свою очередь, становится украшением государства и общества лишь после трудов, затраченных на его воспитание. Неофициальный костюм Демидова говорит о его причастности к широкой благотворительной деятельности, не зависящий от государства.

Поза, одежда героя, выразительность его лица, в котором сочетаются насмешка и горечь, мудрость и грусть, величие и раскованность, тщательно отобранный набор предметов-аллегорий представляют развернутое повествование о незаурядной, яркой и противоречивой человеческой личности эпохи русского Просвещения.
В портрете воплотились представления эпохи о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом, о сложности и богатстве его натуры, о силе его разума.

Комментарии