О свахах, смотринах в Галерее и первых свиданиях с русским искусством...


Однажды мы заметили, что галерею стали посещать странные женщины: очень разговорчивые, развязные, пестро одетые. Придут-и ну расспрашивать:

-А всем можно ходить сюда? И семейно можно? И, к примеру, сразу человек двадцать? И говорить между собой можно?
- И говорить можно, и смотреть, и чем больше народу, тем лучше,- отвечали мы.

Пукирев Василий Владимирович
Прием приданого по росписи
1873г.
Через несколько дней в галерею сначала пришла одна из этих женщин, потом сразу  целая семья купцов с молодым сынком, потом другая семья купцов с молодой девушкой. Все разряженные в пух и прах…Мы, конечно, встречаем их, готовы провожать по залам, объяснять. А те никакого внимания на картины, смотрят друг на друга, только между собой разговаривают. И с разговорами отправились по залам, будто гулять, как на бульваре. На картины смотрят между прочим… Поговорили, поговорили, ушли. Что такое?

Через несколько дней опять подобная история повторилась, потом опять. Каждый раз народ  приходил новый, лишь неизменно присутствовала та разговорчивая, развязная особа.

Оказалось, это московская сваха! У нас, в галерее, она устраивала смотрины. Скоро об этом поведали и другие свахи и тоже начали устраивать смотрины у нас. Прежде в церквах устраивали такие первые смотрины, а потом в картинной галерее. Я сказал об этом Павлу Михайловичу.
-Ну, что же,- говорит, -пускай, это их дело. Пусть хоть таким путем заглядывают в культуру.

А у нас была картина художника Пукирева "Прием приданого по описи"- там и свахи, и жених, и невеста изображены. Я тогда молодой был, посмеяться хотелось, поведу такую компанию к картине: "Вот, говорю, обратите ваше внимание на дикие обычаи–человек не жену берет, а приданое".

Лет с десяток потом устраивались у нас подобные смотрины.
Само собой, и о них я говорил Павлу Михайловичу, а у того глаза становились веселые:

-Все-таки на картины-то смотрят женихи и невесты?
-Смотреть –то смотрят …но ничего не видят.

-Ну и пусть. Авось, что-нибудь в их памяти останется. На первый раз и этого достаточно, чтобы узнали дорогу в галерею.

 Из  воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии