"Красиво и
радостно Костя жил и работал! Популярен он был чрезвычайно, про него говорили:
“Константин на всю Москву!”" - так вспоминал современник о Константине
Коровине. Трудно представить более обаятельную натуру среди всех русских художников, по выражению
Нестерова "влюблявшего в себя направо и
налево, никогда не оставлявшего места для долгой обиды, как бы ни было
неожиданно им содеянное".
Непременный участник собраний и "вечеров" во всех художественно-литературных обществах Москвы
и желанный гость любого дома, Коровин не
мог не оставить после себя исключительного впечатления. "Невозможно себе
представить более русского человека, чем Коровин, - записывает кн.С.Щербатов в
своих мемуарах, - со всеми русскими
прелестями, очарованиями и недостатками. С его блестящей талантливостью, острым
умом, наблюдательностью, с его поистине феноменальной силой темперамента,
веселостью, доходящей до экзальтированности, восторженностью перед красивым
явлением в любой области искусства, как и в природе, с его живостью и
жизненностью, яркостью в восприятии всех явлений жизни, – Коровин был одним из
наиболее “красочных”, ярких людей, которых мне приходилось встречать. Если
делить людей на “колоритных” и “бесцветных”, то “живописность” и “колоритность”
Коровина были поразительны. В этом была и до глубокой старости сохранившаяся
большая прелесть его – несравненного, талантливого рассказчика, балагура и
веселого сотрапезника.."
Зная неуёмность фантазии Коровина и его увлеченность в беседе, близкие друзья никогда не ругали и не обижались на него. Так, любопытные зарисовки повседневной жизни, общения и дружбы Константина Коровина и Валентина Серова обнаруживаются в воспоминаниях их домочадцев. После одного из ужинов в семействе Серовых кто-то из гостей спросил у Коровина, как он относится к начавшейся в то время русско-японской войне. Художник стал долго рассуждать на тему военных действий (никогда особо не интересовавшись этим вопросом до этого), затем описывал Японию (в которой никогда не был), а потом высказал свою полную уверенность в том, что победа несомненно будет за японцами, так как у них, как он слышал, кишки на двенадцать аршин длиннее! Серов иронично заметил: "Очевидно, пора спать!"
Зная неуёмность фантазии Коровина и его увлеченность в беседе, близкие друзья никогда не ругали и не обижались на него. Так, любопытные зарисовки повседневной жизни, общения и дружбы Константина Коровина и Валентина Серова обнаруживаются в воспоминаниях их домочадцев. После одного из ужинов в семействе Серовых кто-то из гостей спросил у Коровина, как он относится к начавшейся в то время русско-японской войне. Художник стал долго рассуждать на тему военных действий (никогда особо не интересовавшись этим вопросом до этого), затем описывал Японию (в которой никогда не был), а потом высказал свою полную уверенность в том, что победа несомненно будет за японцами, так как у них, как он слышал, кишки на двенадцать аршин длиннее! Серов иронично заметил: "Очевидно, пора спать!"
К.Коровин.Вино и фрукты. 1910-е. Третьяковская галерея |
Внешняя хаотичность и
темперамент Коровина, безусловно, нашли
отражение и в манере исполнения им
живописных работ. Увлеченность, с которой мастер создавал свои произведения, их
общее мажорное звучание, явились проявлением его восторженной, влюбленной в
жизнь натуры. Но несмотря на
непосредственный, и казалось бы, поверхностный характер, несерьезность, с
которой Коровин относился к своему ремеслу, его заслуги в станковом,
монументальном и театрально-декорационном искусстве внушительны. Уже в 1900
году, в 40 лет получивший общемировое
признание за участие во Всемирной выставке в Париже в качестве главного
художника, оформившего Русский Павильон и создавшего 30 монументальных панно,
Коровин награждается одиннадцатью золотыми медалями и званием кавалера ордена
Почетного легиона Франции. В международной прессе его имя впервые встречается в
связи с участием во Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где он экспонирует
свое полотно "Северная идиллия" (1892, ГТГ). Спустя 3 года – за оформление
Павильона "Крайний Север" на Всероссийской промышленно-художественной выставке
в Нижнем Новгороде и исполненные им 10 монументальных панно в печати Коровина
назовут «это нечто вроде Мусоргского в живописи…".
Участник почти всех
художественных объединений России конца 19 – первых десятилетий 20 века
("Товарищество Передвижных художественных выставок", "Московского Общества
любителей художеств", "Московское Товарищество художников", "Мир искусства", выставок "36-ти", "Союз русских художников" и др.) Коровин обнаруживает в своем
творчестве традиции художников старшего
поколения - Поленова, Саврасова, Репина,
Васнецова, сочетая их с новаторскими достижениями своих сверстников – Серова, Врубеля, при
являясь кумиром для своих учеников – Машкова, Кончаловского, Сапунова,
Кузнецова, Петров-Водкина, Герасимова и др., которым
преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском
училище.
К.Коровин. Торговая площадь в Град -столице.Эскиз декораций к балету Ц.Пуни "Конек-Горбунок",1901 |
Ежегодно участвуя в постановке трех-пяти театральных премьер и непрерывно занимаясь педагогической практикой, Коровин успевает путешествовать по России и Европе, участвовать в международных проектах – будь то постановка Дягилевских сезонов в Париже, то создание интерьеров для выставки "Современное искусство", и вместе с тем, он остается навсегда преданным станковому искусству, поэтично написав в своих мемуарах "Жизнь моя - живопись".
Комментарии
Отправить комментарий