О последней работе В.А.Серова, первом московском "пентхаусе" и "мировой известной ясновидице"...



В этом доме №11 на Новинском бульваре  В.А.Серовым была написана его последняя работа – портрет хозяйки дома Полины Щербатовой!
 
Дом кн.С.М.Щербатова. Современный вид
Построенный по проекту архитектора Таманова и явившийся  отражением вкусов, пожеланий и привычек его владельца – князя Сергея Щербатова, особняк стал первым  "пентхаусом" в Москве! В начале века из окон открывалась панорама на Москву-реку, Воробьевы горы, Нескучный сад, а анфилада просторных залов вела в чудесную оранжерею. Покои Щербатовых, отличавшихся особой роскошью и  изяществом,  любовно обставлялись самим князем, профессионально занимавшимся живописью и посещавшим вместе с И.Э.Грабарем художественные классы Антона Ашбэ в Мюнхене. Кабинет хозяина  имел  овальную коллонаду из зеленных под малахит колонн, с фоном стен сапфирного цвета, черный пол из натурального черного дуба, мебель из зеленной кожи, на стенах водопады Тиволи кисти Алексеева, портреты предков писанных Орестом Кипренским…В комнатах были расставлены вазы модного на рубеже 19-20 веков Рене Лалика, павловские гарнитуры из белого дерева с позолотой, стены украшала роскошная коллекция французской живописи 17-18 века, знаменитая "Жемчужина" М.А.Врубеля, малявинские "Бабы", букеты Н.Н.Сапунова, "Поцелуй" А.Н.Бенуа, работы Огюста Ренуара,  собрание древнерусских икон, в числе которых "Ветхозаветная Троица", ныне хранящаяся  в Третьяковской галерее,  -  словом, все говорило о художественных  симпатиях и интересах  Щербатова…

Н
а последнем этаже, перекрытом стеклом, был устроен зимний сад с вечно цветущими камелиями и хризантемами, с  порхающими  птицами, с хрустальными и бронзовыми люстрами и подсвечниками, с персидскими коврами и античными скульптурами…На склоне лет, в эмиграции, Щербатов  так описывал один из удивительных вечеров: "..Помню одно незабываемое впечатление. Я раз с Коровиным вошел в зимний сад ночью. Свет не был зажжен, и мне не хотелось зажигать его, так как феерия в окнах была столь сказочна, что мы долго молчали оба, предавшись созерцанию. "Сказка! Сказка!" - шепотом промолвил Коровин. Лунный свет над спящей Москвой, смешанный с отблесками дальних бесчисленных огней, в какой-то глубокой бездне под нами. Эта молитвенная красота нас обоих глубоко взволновала. Лунная соната Бетховена наяву…"

На протяжении лет гостями этого дома были родственники - князья Апраксины, Голицыны, дипломаты, генерал-губернаторы, писатели, композиторы, Ф.И.Шаляпин и другие оперные певцы, С.П.Дягилев и друзья-художники из Петербурга, бывал здесь  В.И.Суриков, И.С.Остроухов, В.А.Серов...

В.А.Серов. Портрет П.И.Щербатовой.
1911. Государственная Третьяковская галерея
Инициатива создания этого портрета принадлежала не художнику, а князю, пожелавшему иметь у себя портрет супруги кисти знаменитейшего современника. Как известно, Серов со своими моделями был суров и категоричен. Но познакомившись с Полиной Ивановной  ближе, он с удивлением отметил: "А с вами можно разговаривать, а я думал, что с княгинями можно только говорить о шляпках…" Необходимо подчеркнуть,  что  личностью она и впрямь была незаурядной, и пусть М.В.Нестеров  не без ехидства  писал про нее "не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого", но тем не менее, сам В.И.Суриков отмечал  неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна "Боярыня Морозова" (подготовительный портрет находится  в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя "мировой известной ясновидицей". 
В.А.Серов. Фотография. 1900-е
Серов долго не мог определить позу для портрета – то княгиня должна была кормить попугая, то художник, к досаде мужа,  сажал модель, обладавшую изумительными античными пропорциями фигуры, на очень низкий стул и вся красота ее, таким образом,  была сокрыта от зрителя…Наконец, поза была найдена! "Жена была поставлена посреди комнаты в дымчатого тона шелковом платье. Она стояла у большой мраморной вазы Екатерининской эпохи с золоченой бронзой, на стильном пьедестале...С фоном, где краснел вдали сенаторский мундир историка М.М.Щербатова (предок автора воспоминаний – прим.М.Ч.) в белом парике на огромном портрете екатерининской эпохи…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе".

Как бы выглядел этот портрет в законченном виде – остается только воображать, ведь  в назначенное время  очередного сеанса для позирования Полина Ивановна надела свое платье  и ждала прихода как всегда пунктуального Серова, но вместо этого раздался звонок телефона. Из трубки напуганным голосом Антон сообщил: "У телефона сын Серова. Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но … он умер".
Было 5 декабря 1911 года - у Константина Коровина было намечено масштабное празднование 50-летнего юбилея, но смерть близкого друга отменило это событие!

Комментарии

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. По воспоминаниям князя С. Щербатова, инициатива портрета его жены исходила именно от художника:"-Знаете, Серов мне сказал, что он очень хотел бы написать портрет вашей жены. Тут есть что сделать, по его словам, с фигурой и лицом. "Ведь портреты, - говорит он, - часто пишешь, скрепя сердце, знаете, эти портрет-портреточи из-за рубля, а тут другое дело".
    Так сказал мне раз Остроухов. Меткое словечко Серова ( а он был на них мастер) "портрет-портреточи" меня очень рассмешило. Над переданным мне Остроуховым предложениям его я призадумался." С. Щербатов, "Художник в ушедшей России"

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий