Многочисленные жанровые картины, обращенные к социальным явлениям последней четверти 19
века ("Крах банка", "Ночлежный дом" и др.), или сцены из жизни, пронизанные человеческими чувствами ("На бульваре", "Объяснение", "Варят варенье" и др.) сделали Владимира
Егоровича Маковского (1846-1920) настоящим "живописным" бытописателем того времени. Трогательное по настроение полотно "Любители соловьев", за которую
Маковский получил звание академика в
1873 году, снискало высокую оценку у
самого Ф.М.Достоевского: "Мы смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем потом,
и нам опять почему-то смешно и приятно. И право, пусть смеются надо мной, но
вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству…"
Это любование жизнью вокруг, зачастую имевшее ироничный оттенок, эта тяга к наблюдению, порой "подсматриванию" за чужой жизнью станет характерным для живописи Маковского. Творческое наследие мастера внушительно. Сам художник над собой подшучивал по этому поводу и в издаваемом совместно с известным композитором С.И.Танеевым журнале свои статьи подписывал псевдонимом "Немврод Плодовитов".
В.Е.Маковский. Автопортрет. 1905. Третьяковская галерея |
Личность
Владимира Егоровича Маковского более чем интересна – выискивая "нерв времени" в
городской толпе, живописец был чрезвычайно светским человеком, поддерживающим
дружеские отношения со многими выдающимися деятелями культуры. Внешне натурой он
был артистичной и по-своему открытой. Однако открытость эта была обращена к
узкому кругу единомышленников, с которыми он мог быть и мил, и душевен. К людям
же, не входившим в его самое близкое окружение, он относился с холодной сдержанностью. Многие
современники, вспоминавшие Владимира
Егоровича, не испытывали больших симпатий к его человеческим качествам: "У
Владимира Егоровича, надо сознаться,
был большой апломб. Он о чем
угодно мог говорить очень авторитетно и в таких общих выражениях, что
создавалось впечатление об его универсальном образовании. К примеру, с пафосом
бросал фразу: "Что современные открытия! Разве они могут сравниться с законом
хотя бы тяготения Архимеда?" - "Кажется, Ньютона, Владимир Егорович!" -
поправляют его. "Ну да, это, конечно, Ньютона, но и Архимед в ванне заметил…или
вот еще гораздо раньше в Китае были известны, батенька мой, и порох и разные
такие вещи, почитайте-ка, батенька мой", - и быстро переводил разговор на
другое, чтобы вы не спросили, где почитать, о чем почитать".
Мастерская В.Е.Маковского. Фотография. 1880-е |
Эта категоричность характера проявлялась у него и в неприятии всего
нового. Его консерватизм по отношению к
искусству, его нетерпимость к
новым живописно-пластическим исканиям рубежа 19-20 веков, отталкивало от него
молодое поколение художников. Он также был
ярым противником обновления экспозиции картин в Третьяковской галерее,
проводимой И.Э.Грабарем в 1910-х годах. Как ни доказывал Игорь Эммануилович на
основании научных данных необходимость новой экспозиции для понимания истории и эволюции русского
искусства (в основу экспозиции был заложен хронологический принцип ), Владимир Егорович настаивал на своем,
чтобы все оставалось так, как повешено
было самим Павлом Михайловичем Третьяковым. В итоге, Маковский совершенно
рассорился с Грабарем.
В.Е.Маковский среди учеников. фотография. 1890-е |
Комментарии
Отправить комментарий