Коровин и Охотино: природа, рыбалка и "троица весельчаков"...

К.А.Коровин. Интерьер. Охотино. 1913.
 ГРМ. Слева вверху авторская надпись - Мало ли шалили!

Имя Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) традиционно связывают с импрессионизмом, Парижем, зачастую называют мастера "русским французом". Безусловно, среди обширного живописного  наследия Коровина серия его парижских бульваров звучит особенно выразительно. Артистическая натура художника, его темперамент и любовь к шумному веселью словно воплотились в хрестоматийных полотнах, изображающих   бурлящую  столичную  жизнь Франции.  Но истинным местом отдохновения и  радости являлась на протяжении всей его жизни природа этих мест. Имение  Охотино  художник приобрел у С.И.Мамонтова в 1897 году и построил по своему проекту небольшой домик (ныне вблизи Переяславля –Залеского, Владимирская обл.).  С  этого времени он старается проводить здесь как можно больше времени, уезжая сюда из шумной Москвы, из декорационных мастерских Большого театра, из душных классов Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал.    Полнокровная красота  этой природы с насыщенной зеленью леса, с глубокой синевой реки Нерль, с покрывалом пушистого снега и журчащими проталинами,  были  необычайно дороги сердцу русского художника. Местные пейзажи, с узнаваемыми видами – с  длинными верхушками деревьев, с типичными охотинскими домами  с острыми навершиями по скатам крыш - будут запечатлены мастером на многочисленных полотнах. Охотино словно питало Коровина своей жизненной энергией, теплотой солнечных дней и пышностью красок осенней поры, задушевностью  зимних вечеров и простотой окружающего крестьянского мира.
        
На рыбалке.  Ф.И.Шаляпин с пойманной рыбой.
К.А.Коровин - справа. Фотография. 1900-е.
К охотинским деревенским мужикам  Коровин относился с особенной сердечностью.  Будучи страстным  рыболовом и охотником, он любил  обсуждать с ними тонкости рыболовной "науки", ценил  их советы.  У Коровина часто гостили его друзья В.А.Серов, М.Горький, артисты, писатели, художники, музыкальные и театральные критики. Вместе они отправлялись то на рыбалку в соседние деревни, то в имение Ф.И.Шаляпина – Ратухино, расположенное неподалеку, то собирались вечерами у костра с гитарами и шутили.  Так, однажды Коровин, посещавший некогда кружки символистов, разыграл критика Н.Е.Эфроса, принявшего сочиненное художником на манер Бальмонта стихотворение за строки самого поэта: 

"Качаюсь как в люльне по зыбям волны,
Обрызган, избрызган жемчужной струей,
Смеются наяды, лукавства полны.."
Восхищенный новым творением Бальмонта Эфрос пожелал его опубликовать в одном из журналов, но  Коровин признался,  в том, что это его только что придуманный опус.             
"Троица весельчаков" (Коровин, Серов, Шаляпин) подшутили однажды  над увлечением архитектора В.А.Мазырина спиритизмом и  подговорили крестьянина бегать по лесу в простыне. Мазырин поверил, что это настоящее приведение, и Шаляпин ему подыграл, сказав, что тоже его увидел. На следующий день в газете появилась заметка об удивительном происшествии. Друзьям пришлось во всем сознаться и написать опровержение. 
Охотино. Современный вид.

Мелкими проказами кажутся и  их затеи запрячь в оглобли лошадь задом наперед, или выдернуть гвоздь, на который денщик Коровина по привычке вешал свой картуз и мастерски на этом месте нарисовать новый. 
Веселыми историями и забавными эпизодами из жизни будут наполнены их воспоминания о совместно прожитой жизни в Охотино: "Веселые были наши рыболовные экспедиции. Соберемся, бывало, с Серовым и Коровиным на рыбную ловлю. Целый день блаженствуем на реке. Устанем до сладостного изнеможения. Возвращаемся домой, в какую-нибудь крестьянскую избу. Принесли рыбу, и после лучения ее ночью располагаемся на отдых. Серов поставил холст и весело, темпераментно, с забавной улыбкой на губах быстро заносит на полотно сценку, полную юмора и правды. Коровин лежит на нелепой кровати, устроенной так, что ее ребра обязательно должны вонзиться в позвоночник спящего на ней великомученика, у кровати - огарок свечи, воткнутой в бутылку, в ногах Коровина, прислонившись к стене, в великолепнейшем декольте, при портках, - бродяга в лучшем смысле этого слова, Василий Князев. Он слушает, иногда возражая. Это Коровин рассуждает о том, какая рыба хитрее и какая дурачливее...Серов слушает, посмеивается и эту рыбную диссертацию увековечивает..."
Охотино. Ф.И.Шаляпин и К.А.Коровин.Фотография.
1900-е
С невероятным чувством юмора Шаляпин на склоне лет вспоминал об особенностях характера своего друга: "Рассказать все чудачества этого милейшего комика нет возможности, но чтобы установить во всей, так сказать, сложности художественный хаос его “хозяйства”, достаточно заглянуть в его чемодан. В любое время – теперь, пять лет назад, десять, двадцать. Удивительно, как все это может сочетаться. Полуоткрытая коробка сардинок с засохшей в углу от времени сардинкой, струны от скрипки или виолончели, удочка, всевозможные краски, в тюбиках и без тюбиков, пара чулок, очки, оторванные почему-то каблуки от сапог, старые газеты, нанесенные на бумагу отрывочные записи, гуммиарабик или синдетикон, засохший василек, банка с червями, тоже уже засохшими, словом... И не дай бог, если кто-нибудь ненароком переместит сардинки или червяков! Константин Алексеевич волнуется, кричит:

– Не устраивайте мне хаоса в моей жизни!" 

 Н.И.Комаровская. О Константине Коровине. М., 1961, стр. 23
 Статья Ф.И.Шаляпина о К.А.Коровине. "К его юбилею"//Последние новости. 1932. 24 января.

Комментарии