Третьяков и художники: дружба и разногласия с В.Г.Перовым




В.Г.Перов.Сельский крестный ход на Пасхе
1861
Очень близким другом семьи Третьяковых был В.Г.Перов. Как художника Третьяков чрезвычайно ценил его, часто бывал у него в мастерской, следил за всеми работами, стараясь не выпустить из своих рук ни одной его картины. У Перова было под Москвой любимое место, где он наблюдал жизнь и нравы,— это село Большие Мытищи, расположенное по дороге к Сергиевской лавре. Тут он написал картину "Сельский крестный ход на пасхе", с пьяным попом и пьяными хоругвеносцами. Третьяков картину купил и тотчас выставил в своей галерее. По Москве пошел слух, что Третьяков показывает богохульную картину. Среди духовенства и чиновников началось возмущение. В конце концов Третьякову было предписано снять картину с экспозиции. Тогда Третьяков поместил картину в своих жилых комнатах. За эту картину Перов был привлечен к ответственности. Но он доказал, что изобразил только правду жизни: пьяный поп действительно устраивал такие "крестные ходы" в Мытищах. Власти принуждены были оставить художника в покое.

В.Г.Перов.Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
1862
В Мытищах же Перов написал "Чаепитие" — толстого иеромонаха, пьющего чай, а сзади стоя пьет чаи его послушник, и безногого инвалида - солдата, просящего милостыню; также — "У последнего кабака", "Семейное путешествие на богомолье частного пристава из Москвы к Троице-Сергиевской лавре" и многие другие произведения. Все они собраны в нашей галерее. Третьяков не только дружил с самим художником, но и с его семьей.

Семья Перова бывала в гостях у Третьякова и в Москве, и на даче в Кунцеве. Вообще знакомство было семейное, самое тесное. Но однажды, но какому-то случаю Третьяков не успел купить у Перова его большую картину "Приезд гувернантки в купеческий дом".

Кажется, Третьяков уезжал за границу, а Перову понадобились деньги. И картина прошла мимо Третьякова. Когда он узнал, что картины уже нет у художника, он рассердился очень сильно, был просто вне себя. Он не хотел ни видеть Перова, ни писать ему. А сам тайно от художника наводил справки, кто же купил картину и нельзя ли ее перекупить. На его несчастье, картина была куплена богатой женщиной, которая не хотела за нее никаких денег. Третьяков, кроме денег, предлагал ей другую картину, но безуспешно! Гнев Третьякова против Перова усилился. Одно время всем, кто близко к нему жил, было тяжко: таким сердитым казался Павел Михайлович.

— Лучшая картина ушла! — жаловался он.

Жена его старалась как-нибудь смягчить гнев мужа против Перова. В переговоры была вовлечена и жена Перова, Елизавета Григорьевна. Ничто не помогало. Дело дошло до ТОГО, что Третьяков и слышать ничего не хотел о Перове. А Перов... работал по-прежнему. Скоро Третьяков узнал стороной, что у художника уже написана новая замечательная картина "Птицеловы", пейзаж на которой сделан Саврасовым. Тогда он посылает к Перову своего брата Сергея Михайловича, чтобы тот купил картину якобы для себя. Картина была немедленно куплена и сперва помещена в доме Сергея Михайловича на Пречистенском бульваре, а потом, спустя несколько месяцев, перешла в галерею, но на ее раме до самой смерти Перова висела табличка: "Картина принадлежит С.М.Третьякову".

Картина же "Приезд гувернантки в купеческий дом" была куплена в галерею только через несколько лет — Третьяков дал за нее другую картину и очень крупную сумму денег.

В.Г.Перов. Приезд гуварнантки в купеческий дом
1866
Конфликт между Перовым и Третьяковым длился довольно долго, но в конце концов они помирились. Когда Перов заболел, Третьяков поместил его на своей даче в Тарасовке.

Однако Тарасовка тогда была очень глухой местностью, без врачей, и больного Перова перевезли в Кузьминки, около Москвы, к его брату-доктору, и тут он вскоре умер (весной 1882 года).
Я помню похороны, устроенные ему Третьяковым и другими почитателями и художниками. Тысячная толпа провожала гроб до кладбища Данилова монастыря.
 


Студенты несли вокруг гроба гирлянды из веток ели и сосны. Перов был похоронен рядом с Гоголем. На его могиле был поставлен хороший памятник. Третьяков купил почти все картины, акварели, рисунки Перова, оставшиеся в его мастерской.  И, между прочим, за семь тысяч рублей купил недоконченную картину "Спор о вере". Но просьбе семьи деньги он выплачивал помесячно.



Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии

  1. Большое спасибо за такие интересные истории!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за пощнавательные статьи! Оочень интересно! Пишите! Рассказывайте!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за пощнавательные статьи! Оочень интересно! Пишите! Рассказывайте!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий