История создания полотна "Меньшиков в Березове" В.И.Сурикова


В.И.Суриков. Меньшиков в
Березове. 1883. Третьяковская галерея
"Дорогой Василий Иванович! Я давно собирался писать к Вам, и все почему-то откладывал; а хотелось! Искренно любя и уважая Вас и талант Ваш достойно почитая, я хотя несколько слов осмелюсь высказать Вам относительно картины Вашей. Не пренебрегайте перспективой комнаты, выправьте, насколько это для Вас возможно. ..Еще скажу Вам, что у больных или у начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и появляются красные пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для неопытного кажутся как будто бы здоровыми…" - такие советы давал в письме преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств П.П.Чистяков своему уже ставшему знаменитым бывшему ученику В.И.Сурикову, работавшему в 1882 году над своим монументальным полотном "Меньшиков в Березове".

Замысел будущей картины возник у художника в 1881 году, когда он, после удачной продажи своей работы "Утро стрелецкой казни" П.М.Третьякову, снял для семьи на лето дачу в деревне Перерва, близ ж.д.станции Люблино. Лето выдалось ненастное, в небольшие окна тесного дома стучались ливни и холод, к стеклам прилипали  оторвавшиеся от деревьев листья. Воображение художника, захваченного этим смутным, неуютным  подмосковным отдыхом, перенесло его в излюбленную им петровскую эпоху,  напомнив о ссылке, о жизни в неволе бывшего сподвижника императора – А.Д.Меньшикова.

           

В.И.Суриков. Юноша, сидящий за
столом. Этюд с Н.Е.Шмаровина
для фигуры сына Меньшикова.
1882. Третьяковская галерея
Теснота композиционного решения, намеренно выбранная художником, как раз и была призвана подчеркнуть  могущество и силу главного героя, оказавшегося в заточении.  И.Н.Крамской, посетивший  в Петербурге 11-ую выставку Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось это полотно, заметив диспропорцию фигуры Меньшикова по отношению к интерьеру, не торопился упрекать автора в ошибке и сказал лишь, что картина "ему непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей…безграмотностью".   (Кстати, этот же прием будет чуть позже использован М.А.Врублем в картине "Демон сидящий", вызывающий в зрителе ощущение "плена"  той невероятной духовной мощи, что сокрыта в огромной фигуре, зажатой краями рамы).
         
Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение  Меньшикова, располагавшееся в  Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако  настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова,  Александра, живописцу позировал  сын В.Е.Шмаринова,  известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" -  художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени. 
В.И.Суриков. Мужской портрет.
Этюд. 1882. Третьяковская галерея

О трудоемком процессе создания полотна свидетельствуют многочисленные натурные этюды, портреты персонажей и варианты композиционных решений картины.  Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации – становится предметом психологического  исследования Сурикова, рассказанного на  языке живописи.   Александр Данилович Меньшиков  (1673-1729) – один из выдающихся людей  18 столетия,  светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник   Северной войны.  Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала  капралом в потешном Преображенском полку,   за балагурство и веселый нрав, назначенный  камердинером Петра
I, Меньшиков впоследствии становится  его верным другом и помощником в делах государства.
  

После смерти своего венценосного покровителя, Меньшиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при вдове императрице  Екатерине
I, в целях упрочения своего положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии  с наследным цесаревичем Петром II. Но оказавшись жертвой  дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных   Остерманом, Долгоруким  и Минихом, оклеветанный Меньшиков   был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года  разжалованный "полудержавный властелин"  вместе со своей семьей покидает столицу, направляясь сначала в Раненбург, а далее  - в  Березов.  В дороге умирает жена Меньшикова,  без теплой одежды в тяготах длительного   сибирского тракта совсем ослабевает  дочь Мария.  Добравшись до  Березова,  Меньшиков собственноручно  строит  избу, налаживает  скромный быт и становится  церковным старостой.   Не дождавшись конца ссылки Меньшиков умер в ноябре 1729, не надолго пережив отца в декабре того же года заканчивает свое земное существование  и Мария.  Анна Иоанновна возвращает младших детей  Меньшикова  (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом, для того, чтобы  те вступили в  права наследства  и возвратили в государственную казну  капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем  Александра стала  женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.


В.И.Суриков.  Мария Меньшикова.
Этюд к картине. 1882. Собрание
семьи художника, Москва
Суриков  запечатлел один из вечеров  повседневной ссыльной жизни семьи Меньшикова.  Медленный   ход времени, невыносимый своей бесконечностью  и убийственный  своей бессмысленностью,   как  беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все пространство картины.
 

Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова.  Его исполинская фигура,  властно сжатая в кулак рука и  упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность  былой жизни, осознание собственных  ошибок, вина за искалеченное настоящее  и будущее своих детей –  моральный груз,  угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека  со всей полнотой  обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова,  "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.



Несмотря на неоднозначность суждений о картине критиков и  некоторого непонимания живописных приемов Сурикова со стороны  художников, Павел Михайлович Третьяков приобрел "Меньшикова в Березове" для своей галереи. На вырученные от продажи полотна 5000 рублей Сурикову удалось впервые выехать за границу! Более чем полгода художник вместе с семьей путешествовал по Германии, Франции, Италии, останавливаясь в разных городах, посещая многочисленные музеи  и выставки западноевропейского искусства, тем самым накапливая художественные впечатления  для своей будущей работы "Боярыня Морозова" (1887, ГТГ). 


Комментарии

  1. Очень интересный и полезный разбор, спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. С благоДарностью за интересные сведения о картине. Трагическая судьба бывшего генералиссимуса...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий