![]() |
В.И.Суриков.
Меньшиков в Березове. 1883. Третьяковская галерея |
"Дорогой
Василий Иванович! Я
давно собирался писать к Вам, и все почему-то откладывал; а хотелось! Искренно
любя и уважая Вас и талант Ваш достойно почитая, я хотя несколько слов осмелюсь
высказать Вам относительно картины Вашей. Не пренебрегайте перспективой
комнаты, выправьте, насколько это для Вас возможно. ..Еще скажу Вам, что у
больных или у начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и
появляются красные пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей
странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для
неопытного кажутся как будто бы здоровыми…" - такие советы давал в письме
преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств П.П.Чистяков своему уже
ставшему знаменитым бывшему ученику В.И.Сурикову, работавшему в 1882 году над
своим монументальным полотном "Меньшиков в Березове".
Замысел будущей картины возник у художника в 1881 году, когда он, после удачной продажи своей работы "Утро стрелецкой казни" П.М.Третьякову, снял для семьи на лето дачу в деревне Перерва, близ ж.д.станции Люблино. Лето выдалось ненастное, в небольшие окна тесного дома стучались ливни и холод, к стеклам прилипали оторвавшиеся от деревьев листья. Воображение художника, захваченного этим смутным, неуютным подмосковным отдыхом, перенесло его в излюбленную им петровскую эпоху, напомнив о ссылке, о жизни в неволе бывшего сподвижника императора – А.Д.Меньшикова.
В.И.Суриков.
Юноша, сидящий за столом. Этюд с Н.Е.Шмаровина для фигуры сына Меньшикова. 1882. Третьяковская галерея |
Теснота композиционного решения, намеренно выбранная
художником, как раз и была призвана подчеркнуть
могущество и силу главного героя, оказавшегося в заточении. И.Н.Крамской, посетивший в Петербурге 11-ую выставку Товарищества
передвижных художественных выставок, где экспонировалось это полотно, заметив
диспропорцию фигуры Меньшикова по отношению к интерьеру, не торопился упрекать
автора в ошибке и сказал лишь, что картина "ему непонятна – или она гениальна,
или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет
своей…безграмотностью". (Кстати, этот
же прием будет чуть позже использован М.А.Врублем в картине "Демон сидящий",
вызывающий в зрителе ощущение "плена" той
невероятной духовной мощи, что сокрыта в огромной фигуре, зажатой краями рамы).
Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение Меньшикова, располагавшееся в Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова, Александра, живописцу позировал сын В.Е.Шмаринова, известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" - художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени.
Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение Меньшикова, располагавшееся в Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова, Александра, живописцу позировал сын В.Е.Шмаринова, известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" - художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени.
В.И.Суриков.
Мужской портрет. Этюд. 1882. Третьяковская галерея |
О трудоемком процессе создания полотна свидетельствуют многочисленные натурные этюды, портреты персонажей и варианты композиционных решений картины. Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации – становится предметом психологического исследования Сурикова, рассказанного на языке живописи. Александр Данилович Меньшиков (1673-1729) – один из выдающихся людей 18 столетия, светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник Северной войны. Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала капралом в потешном Преображенском полку, за балагурство и веселый нрав, назначенный камердинером Петра I, Меньшиков впоследствии становится его верным другом и помощником в делах государства.
После смерти своего венценосного покровителя, Меньшиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при вдове императрице Екатерине I, в целях упрочения своего положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии с наследным цесаревичем Петром II. Но оказавшись жертвой дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных Остерманом, Долгоруким и Минихом, оклеветанный Меньшиков был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года разжалованный "полудержавный властелин" вместе со своей семьей покидает столицу, направляясь сначала в Раненбург, а далее - в Березов. В дороге умирает жена Меньшикова, без теплой одежды в тяготах длительного сибирского тракта совсем ослабевает дочь Мария. Добравшись до Березова, Меньшиков собственноручно строит избу, налаживает скромный быт и становится церковным старостой. Не дождавшись конца ссылки Меньшиков умер в ноябре 1729, не надолго пережив отца в декабре того же года заканчивает свое земное существование и Мария. Анна Иоанновна возвращает младших детей Меньшикова (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом, для того, чтобы те вступили в права наследства и возвратили в государственную казну капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем Александра стала женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.
В.И.Суриков. Мария Меньшикова. Этюд к картине. 1882. Собрание семьи художника, Москва |
Суриков запечатлел один из вечеров повседневной ссыльной жизни семьи
Меньшикова. Медленный ход времени, невыносимый своей
бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью, как
беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все
пространство картины.
Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова, "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.
Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова, "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.
Несмотря на
неоднозначность суждений о картине критиков и
некоторого непонимания живописных приемов Сурикова со стороны художников, Павел Михайлович Третьяков
приобрел "Меньшикова в Березове" для своей галереи. На вырученные от продажи
полотна 5000 рублей Сурикову удалось впервые выехать за границу! Более чем
полгода художник вместе с семьей путешествовал по Германии, Франции, Италии,
останавливаясь в разных городах, посещая многочисленные музеи и выставки западноевропейского искусства, тем
самым накапливая художественные впечатления для
своей будущей работы "Боярыня Морозова" (1887, ГТГ).
Очень интересный и полезный разбор, спасибо
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьС благоДарностью за интересные сведения о картине. Трагическая судьба бывшего генералиссимуса...
ОтветитьУдалитьЕсли вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
ОтветитьУдалитьК вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.