О "правдивости и безусловной честности", преданных учениках и одной единственной слабости Архипа Ивановича Куинджи...


И.Н.Крамской. Портрет А.И.Куинджи.
1872. Третьяковская галере
я
 
"Коренастая, крепкая фигура, развалистая походка, грудь вперед, голова Зевса Олимпийского  длинные, слегка вьющиеся волосы и пышная борода, орлиный нос, уверенность и твердость во взоре" - таким предстал  живописец  Архип Иванович Куинджи (1842-1910) в Товариществе передвижных художественных выставок. 

После ошеломительного успеха картин "Березовая роща" (1879 ГТГ), "Лунная ночь на Днепре" (1880, ГРМ), "Ночь на Днепре" (1882,  ГТГ) их автор, Архип Иванович Куинджи, к всеобщему удивлению  перестает участвовать в выставках. На протяжении более чем двадцати лет художник работает в своей мастерской над произведениями, которые никогда не показывал ни своим друзьям, ни многочисленным ученикам.   Лишь, в 1913 году на посмертной выставке А.И.Куинджи, публике были представлены долгожданные полотна мастера.
Еще при жизни живописец отвечал на самый интересующий общественность вопрос: "У меня спрашивают: почему это я бросил выставляться. Ну, так это вот так: художнику нужно выступать на выставках, пока у него, как у певца,  есть голос. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну, это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос стал спадать. Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтоб навсегда остался один Куинджи!"
В этой жесткой, но  справедливой по отношению к себе позиции, вне всякого сомнения,  сказалась непримиримость Куинджи, по выражению современника,  "его правдивость, доходящая до дерзости, до грубости, его безусловная честность".

 
А.И.Куинджи. Ночь на Днепре. 1882.
Третьяковская галерея (Авторский вариант-повторение картины
"Лунная ночь на Днепре"(1880, Русский музей).
"Он был с большими недочетами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций, - что называется, ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая все это устарелым. Как истинный гений-изобретатель, он шел от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство и влиял на товарищей менторски", – так описывает свое впечатление И.Е.Репин от  приехавшего из Мариуполя в Санкт-Петербургкую Академию художеств  сына сапожника, грека по происхождению,  А.И.Куинджи.  -  "Никогда у него не могло быть даже мысли работать скромно в своей специальности, довольствоваться камнем, лично им положенным в бесконечной лестнице, ведущей к совершенству в искусстве. Его гений мог  работать только над чем-нибудь неизвестным человечеству, не грезившимся никаким художникам до него. Академических рисовальных вечеров он не посещал; научные лекции наших тогдашних курсов (растянутых на шесть лет) также его нисколько не интересовали. До всего он доходил собственным умом" .
          
Вскоре интуитивно нащупав свой художнический  путь,  Куинджи стал разрабатывать иные, отличные от традиционных,  принципы колористического  и композиционного построения картины. Добиваясь в своих пейзажах подлинной передачи  состояния ночной природы,  лунного освещения, Куинджи стал новатором в воплощении иллюзии света в живописи. Получив признание публики и успешно продавая и перепродавая за высокие цены свои картины, художнику удалось собрать огромный капитал. Себе на проживание он оставляет ничтожную сумму (по 50 копеек на себя и жену),  тратя   лишь на квартиру и мастерскую. Остальные деньги он выделяет на помощь молодым художникам – талантливых посылает заграницу, больных на лечение,  на курорты.  Возглавив пейзажную мастерскую в Академии художеств,  он всячески старается помочь художественной молодежи –создает   денежный фонд для студентов , а с 1904 года он устраивает ежегодные конкурсы работ на весенних выставках Академии, где лучшие работы получают специальную премию, получившую впоследствии имя  своего учредителя. 
Костюмированный бал. Ученики мастерской А.И.Куинджи.
1903. Фотография

Для своих учеников  - Н.К.Рериха, К.Ф.Богаевского, А.А.Рылова и других - Куинджи, стал безусловным авторитетом, и повлиял не только на их творческое, но и личностное становление. Как вспоминал А.Н.Бенуа: "какой замечательный художественно-педагогический дар жил в этом мастере. Дар, впрочем, это был очень простого, но тем более могучего свойства. Он заключался единственно в том, что Куинджи, как настоящий художник, так страстно любил и так глубоко понимал прелесть природы, что ему не стоило большого труда заразить других своей страстью, передать другим это понимание. Куинджи учил (если вообще здесь это слово применимо) не длинными теориями, не красивыми фразами, а короткими, сжатыми указаниями, попадавшими прямо в точку и действовавшими с удивительной силой, потому именно, что они были произнесены в каком-то сосредоточенном экстазе перед природой.  Немудрено, что благодаря этому и отчасти благодаря своему отеческому, любовному отношению к ученикам он образовал их целый полк". 
    
Своим ученикам Куинджи уделял много  времени -  занимался  с ними в мастерской, принимал их в своем доме в Крыму, навещал их на академической даче в период  летних этюдов.  Они,  в свою очередь,  также любили Архипа Ивановича, устраивая ему теплые встречи и веселые посиделки, ярко описанные в воспоминаниях современников.
  Однажды,  во время студенческих волнений, Куинджи единственным из всех преподавателей Академии поддержал бастующих, за что был уволен.  Хоть он и вышел из состава профессоров Академии, но членом Академии оставался. Президент Академии князь Владимир, подавая при встрече руку членам Академии, обходил опального Куинджи. И только через несколько лет вызвал к себе Архипа Ивановича и извинился перед ним.
   
П.Щербов. Пернатые пациенты
(А.И.Куинджи на крыше своего дома).Карикатура
В 1909 году, незадолго до смерти по инициативе живописца и при участии его многочисленных учеников было организовано "Общество художников", получившее имя А.И.Куинджи. Художник пожертвовал в пользу Общества 150 тысяч рублей и 225 десятин земли в Крыму, а также завещал Обществу все свое состояние творческое наследие, оставив жене пенсию в шестьсот рублей.

Выдающийся живописец и неутомимый общественный деятель, Куинджи испытывал единственную слабость - любовь к птицам. Ежедневно, в 12 часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города прилетали на крышу дома Куинджи, на 6-ую линию Васильевского острова.  Куинджи, выходил на крышу и кормил разным зерном птиц. Он подбирал больных  и замерзших галок, воробьев, синичек, ворон, выхаживал их, лечил и заботился о них. Однажды даже он вставлял перышко в горло заболевшей дифтеритом птице, и тем самым спас ее от смерти.
      
Жена Архипа Ивановича его добродетели не понимала и говорила:" Приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай! И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных".

Комментарии