Репин Илья Ефимович. Не ждали
1884–1888 |
...Репина Павел Михайлович Третьяков как-то боялся…например,
боялся дать ему поправить его же собственные картины. Репин был художник
размашистый, широкий. Ему ничего не стоило вместо того, чтобы поправить
какое-нибудь небольшое место на картине, переписать гораздо больше. И переписывал
он, как говорили знатоки, иногда и к худшему. На этой почве между Репиным и Третьяковым произошел серьезный
конфликт. Я помню
все подробности, потому что сам пострадал при этом.
Когда
у нас появилась картина "Не ждали", вокруг нее поднялись большие разговоры.
Художники и критики находили, что лицо человека, возвратившегося из ссылки, не гармонирует с лицами семьи. Об этом писали газеты
и, слышно было, много спорили художники в Петербурге и в Москве. Однажды
Третьяков, вернувшись из Петербурга, справился у меня, не был ли в галерее
Репин. Похоже
было, что он поджидал Репина в Москву.
И действительно, через несколько дней в галерею пришел Илья Ефимович, на этот раз с этюдником и красками. Как раз в этот день Третьякова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней.
И действительно, через несколько дней в галерею пришел Илья Ефимович, на этот раз с этюдником и красками. Как раз в этот день Третьякова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней.
— Жалко, что его нет. Ну, все равно.
Дайте-ка мне лесенку, я должен сделать поправку на картине "Не ждали",—
сказал он мне.
Мы знали, что Репин — близкий друг Третьякова и всей его
семьи. Но как же все-таки разрешить поправку без особого разрешения Павла
Михайловича? Мы смутились. Репин тотчас заметил наше, смущение, усмехнулся:
— Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом
Михайловичем о поправке лица на картине "Не ждали". Он знает, что я собираюсь
сделать.
Раз так, делать нечего, — мы принесли
ему лесенку, он надел рабочую блузу, поднялся к картине и быстро начал
работать. Меньше чем в полчаса голова ссыльного была поправлена. Окончим ее.
Репин переходит с красками к другой cвоей картине "Иван Грозный и сын". Мы
как ответственные хранители встревожились. Репин спокойно сказал нам:
— Вот я немного трону краской голову
самого Ивана Грозного.
И
действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно
изменилась. Потом — к нашему ужасу —
видим, Репин перетаскивает этюдник с красками к третьей своей картине "Крестный ход в Курской губернии"...
Репин Илья Ефимович. Крестный ход в Курской губернии
1880–1883 |
И действительно, прибавил много пыли над головами толпы. "Запылил" весь задний план.
В тот же день вечером, не повидавшись с
Третьяковым, он
уехал в Петербург и из Петербурга написал Третьякову, что сделал поправки.
Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось все, что сделал Репин на своих картинах. С укором он обрушился на нас:
Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось все, что сделал Репин на своих картинах. С укором он обрушился на нас:
— Как вы могли допустить? Мы пытались оправдаться
— Репин сослался на Вас.
Много дней потом, по утрам приходя в галерею, он останавливался перед картинами и принимался ворчать:
— Испорчены картины! Пропали картины! Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. Наконец, спустя несколько месяцев. Репин приехал в Москву специально с том, чтобы выяснить недоразумение. Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова,в репинский зал.
— Подите-ка сюда, идите, мы сейчас устроим суд.
— И чем же вы нас обвиняете? — засмеялся
Репин.
— А в том, Илья Ефимович, — отвечал ему
очень серьезно Третьяков,— что вы самовольно сделали исправление на трех
картинах, не принадлежащих Вам
— Разве это к худшему?
— Разве это к худшему?
Да, по-моему, к худшему. Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины,
это всенародное достояние, и вы не имели права
прикасаться к ним, хоть вы и автор.
Репин Илья Ефимович. Толстой Л. Н.1887 год |
— А в том, что они допустили вас к
картинам. Они — ответственные
хранители... Вы не имели права переписывать чужие картины, а
они неправы; что допустили вас к поправкам.
— Значит, здесь для нас Сибирью пахнет? — пошутил Ренин.—Вот уж, действительно, не ждали.
Он хотел отделаться шуткой, но Третьяков был очень строго настроен. С тех пор он очень боялся давать Репину поправлять его собственные картины. Когда у Репина был куплен портрет Л.Н. Толстого, Третьякову показалось, что у Толстого очень румяное лицо. Особенно лоб. Лоб совершенно красный.
— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.
Он все допрашивал нас:
— Вы видели Толстого. Не такой же у него румяный лоб?
— Да,— говорю — лоб не такой румяный.
— Ну вот, и мне так кажется. Придется исправить.
— Сказать Илье Ефимовичу? - спросил я.
— Ни в коем случае! Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже.
— Значит, здесь для нас Сибирью пахнет? — пошутил Ренин.—Вот уж, действительно, не ждали.
Он хотел отделаться шуткой, но Третьяков был очень строго настроен. С тех пор он очень боялся давать Репину поправлять его собственные картины. Когда у Репина был куплен портрет Л.Н. Толстого, Третьякову показалось, что у Толстого очень румяное лицо. Особенно лоб. Лоб совершенно красный.
— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.
Он все допрашивал нас:
— Вы видели Толстого. Не такой же у него румяный лоб?
— Да,— говорю — лоб не такой румяный.
— Ну вот, и мне так кажется. Придется исправить.
— Сказать Илье Ефимовичу? - спросил я.
— Ни в коем случае! Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже.
Ходил
он вокруг портрета с месяц и, наконец, однажды приказывает мне:
— Принесите-ка краски, масляные и акварельные. У меня всегда имелся ассортимент красок.
— Принесите-ка краски, масляные и акварельные. У меня всегда имелся ассортимент красок.
Несу
палитру, Третьяков берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на портрете
Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался,
поправленный Третьяковым.
Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Комментарии
Отправить комментарий