Константин Коровин, как дизайнер и архитектор: "перформанс" чукчи Васи, белые медведи и бочки с рыбой в павильоне "Крайний север"


Павильон. Фотография. 1896

В 1896 году Россия готовилась к грандиозному событию – Всероссийской Промышленно-Художественной ярмарке в Нижнем Новгороде. Достижения всех отраслей экономики и промышленности, науки и техники 19 века были продемонстрированы перед публикой. На этой же выставке был представлен Павильон Крайнего Севера, полностью спроектированный и художественно оформленный К.А.Коровиным.

Инициатива возведения Павильона принадлежала известному меценату и покровителю искусств Савве Ивановичу Мамонтову, занимавшему в то время пост председателя правления Ярославско-Архангельской железной дороги и организовавшему постройку новой железнодорожной магистрали. Предполагалось, что Павильон будет способствовать популяризации и ознакомлению публики с освоением северных земель промышленным капиталом.

К.А.Коровин. Охота на моржей.
Холст, темпера. 185 х 275.
Третьяковская галерея
В 1894 году Коровин и Серов по поручению Мамонтова отправляются в поездку в Крайние Северные губернии России - Вологду, Архангельск, Мурманск, а далее до земель Норвегии, Швеции и Финляндии.
Оказавшись на Севере, Коровин был заворожен природой, видами этого края, тем открывающимся простором и своеобразием местного колорита. Он восхищенно фиксирует в своих воспоминаниях: "Какой чудесный край, Север дикий! Ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт,…и какая красота!.. Я бы хотел остаться здесь навсегда". Многочисленные пейзажные этюды, бытовые зарисовки, своего рода исследования уклада жизни и особенностей этого края, лягут в основу будущих 10 выставочных панно.

Бесспорной заслугой Коровина является разработка архитектурного проекта Павильона и дизайна его интерьера. Архитектурное решение павильона было выполнено в формах зарождавшегося тогда стиля модерн с наличием декоративных элементов, отсылающих зрителя к особенностям природы Севера.
Интерьер Павильона "Крайний Север". Фотография. 1896
Так, пытаясь передать дух и воссоздать атмосферу полюбившейся ему земли, из экспедиции Коровин привозит экспонаты для выставки: живых альбатросов, тюленя, чучела чаек и медведей, и даже ненца (чукчу) Василия. В переписке того времени обнаруживаются художественные замыслы и намерения Коровина относительно оформления Павильона:

"Стараюсь создать в промышленном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытывал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей – чудовищные шкуры белух, челюсти кита".
Певица О.А.Алябьева и Е.Г.Мамонтова
(жена Саввы Ивановича)
в Павильоне Крайний Север. Фотография. 1896
Все это и составило художественное оформление Павильона, где наряду с привезенным из экспедиции реквизитом и десятью  живописными панно, исполненными Коровиным, постоянно находился чукча Вася, который на глазах у чопорной публики  вылавливал из бочки с живой рыбой селедку и ел! Многие, не выдержав потрясения от увиденного, падали в обморок!

Оригинальность идеи и дизайнерский гений Константина Коровина станет сенсацией 1896 года. Этнографический интерес к экспонатам и живописным работам Павильона откроет тему Русского Севера как в культурно-историческом контексте эпохи, так и в живописно-пластических исканиях целого поколения художников. Восторженные отклики об этом павильоне содержатся и в письмах В.Д.Поленова – в прошлом учителя и строгого наставника Коровина: "Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке".

В творческой биографии Коровина эта выставка имеет несомненное значение. Один из первых в России и достаточно успешных опытов в комплексной работе в качестве живописца-монументалиста, дизайнера и архитектора в будущем предопределит назначение именно Коровина на роль художественного руководителя в оформлении русского павильона для Всемирной выставки 1900 года в Париже. За участие в этой выставке художник будет награжден двумя золотыми и девятью серебряными медалями, а также удостоен ордена Почетного Легиона.

Самоеды (чукчи) на крыльце Павильона Крайний Север.
Фотография. 1896
Коровинские панно после экспонирования на нижегородской выставке, находясь в собственности С.И.Мамонтова, стали украшать стены главного вестибюля Ярославского вокзала. В 1961 году они были переданы в Государственную Третьяковскую галерею, где полвека хранились на валах в запасниках музея.
В прошлом году по случаю юбилейной выставки К.А.Коровина было отреставрировано 4 панно!
А те, что в настоящий момент находятся на Ярославском  вокзале – копии!

Комментарии