Константин Коровин, как дизайнер и архитектор: "перформанс" чукчи Васи, белые медведи и бочки с рыбой в павильоне "Крайний север"
Павильон. Фотография. 1896 |
В 1896 году Россия готовилась к грандиозному событию –
Всероссийской Промышленно-Художественной ярмарке в Нижнем Новгороде. Достижения
всех отраслей экономики и промышленности, науки и техники 19 века были
продемонстрированы перед публикой. На этой же выставке был представлен Павильон
Крайнего Севера, полностью спроектированный и художественно оформленный
К.А.Коровиным.
Инициатива возведения Павильона принадлежала известному
меценату и покровителю искусств Савве Ивановичу Мамонтову, занимавшему в то
время пост председателя правления Ярославско-Архангельской железной дороги и
организовавшему постройку новой железнодорожной магистрали. Предполагалось,
что Павильон будет способствовать популяризации и ознакомлению публики с
освоением северных земель промышленным капиталом.
К.А.Коровин.
Охота на моржей. Холст, темпера. 185 х 275. Третьяковская галерея |
В 1894 году Коровин и Серов по поручению Мамонтова
отправляются в поездку в Крайние Северные губернии России - Вологду,
Архангельск, Мурманск, а далее до земель Норвегии, Швеции и Финляндии.
Оказавшись на Севере, Коровин был заворожен природой, видами
этого края, тем открывающимся простором и своеобразием местного колорита. Он
восхищенно фиксирует в своих воспоминаниях: "Какой чудесный край, Север дикий!
Ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт,…и какая красота!.. Я бы
хотел остаться здесь навсегда". Многочисленные пейзажные этюды, бытовые
зарисовки, своего рода исследования уклада жизни и особенностей этого края,
лягут в основу будущих 10 выставочных панно.
Бесспорной заслугой Коровина является разработка
архитектурного проекта Павильона и дизайна его интерьера. Архитектурное решение
павильона было выполнено в формах зарождавшегося тогда стиля модерн с наличием
декоративных элементов, отсылающих зрителя к особенностям природы Севера.
Интерьер Павильона "Крайний Север". Фотография. 1896 |
Так, пытаясь передать дух и воссоздать атмосферу
полюбившейся ему земли, из экспедиции Коровин привозит экспонаты для выставки:
живых альбатросов, тюленя, чучела чаек и медведей, и даже ненца (чукчу)
Василия. В переписке того времени обнаруживаются художественные замыслы и
намерения Коровина относительно оформления Павильона:
"Стараюсь создать в
промышленном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то
чувство, которое я испытывал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых
медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки
поморов. Среди морских канатов, снастей – чудовищные шкуры белух, челюсти
кита".
Певица
О.А.Алябьева и Е.Г.Мамонтова (жена Саввы Ивановича) в Павильоне Крайний Север. Фотография. 1896 |
Все это и составило художественное оформление Павильона, где
наряду с привезенным из экспедиции реквизитом и десятью живописными панно, исполненными Коровиным,
постоянно находился чукча Вася, который на глазах у чопорной публики вылавливал из бочки с живой рыбой селедку и
ел! Многие, не выдержав потрясения от
увиденного, падали в обморок!
Оригинальность идеи и дизайнерский гений Константина
Коровина станет сенсацией 1896 года. Этнографический интерес к экспонатам и
живописным работам Павильона откроет тему Русского Севера как в
культурно-историческом контексте эпохи, так и в живописно-пластических исканиях
целого поколения художников. Восторженные отклики об этом павильоне содержатся
и в письмах В.Д.Поленова – в прошлом учителя и строгого наставника Коровина: "Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и
талантливый на выставке".
В творческой биографии Коровина эта выставка имеет
несомненное значение. Один из первых в России и достаточно успешных опытов в
комплексной работе в качестве живописца-монументалиста, дизайнера и архитектора
в будущем предопределит назначение именно Коровина на роль художественного
руководителя в оформлении русского павильона для Всемирной выставки 1900 года в
Париже. За участие в этой выставке художник будет награжден двумя золотыми и
девятью серебряными медалями, а также удостоен ордена Почетного Легиона.
Самоеды
(чукчи) на крыльце Павильона Крайний Север. Фотография. 1896 |
Коровинские панно после экспонирования на нижегородской
выставке, находясь в собственности С.И.Мамонтова, стали украшать стены главного
вестибюля Ярославского вокзала. В 1961 году они были переданы в Государственную
Третьяковскую галерею, где полвека хранились на валах в запасниках музея.
В прошлом году по случаю юбилейной выставки К.А.Коровина было
отреставрировано 4 панно!
А те, что в настоящий момент находятся на Ярославском вокзале – копии!
Самоеды (ненцы).
ОтветитьУдалить