"Истории и аллегории": неизвестный художник середины XVIII века. Аллегория на основание Академии художеств. Вторая половина 1750-х

Неизвестный художник середины XVIII века.
Аллегория на основание Академии художеств.
Вторая половина 1750-х
Дать зрителю представление о каком-либо крупном событии, прославить героя, императора, военачальника, мецената, рассказать возвышенным языком об их великих деяниях и свершениях – для этого часто в XVIII столетии использовался язык аллегорий.

На этом небольшом по формату полотне зритель видит многочисленные фигуры античных божеств, мифических крылатых созданий вокруг обрамленного цветочными гирляндами медальона с изображением императрицы Елизаветы Петровны.

Портрет Елизаветы поддерживает богиня мудрости Минерва, на голове которой украшенный перьями шлем. С другой стороны портрета императрицы – фигура Геркулеса с палицей в руках. Он, по-видимому, олицетворяет военные успехи России в Семилетней войне (1756–1763). Муза истории, изображенная слева внизу картины, вписывает в книгу, лежащую на спине бога времени Сатурна, новое деяние государыни – основание ею в Петербурге Академии трех знатнейших художеств. Это подтверждают и фигурки путти – непременные участники многих аллегорических композиций. В руках у божественных младенцев палитра, кирпич и скульптурная голова – атрибуты "трех знатнейших художеств": живописи, архитектуры и скульптуры. Один из младенцев изображен с огнем во лбу. Он символизирует юного гения российских искусств.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу авторства этой картины. Скорее всего, исполнителем этого произведения был иностранный, возможно, французский художник, работавший в России в середине XVIII
века.
 

Комментарии