"Истории и аллегории": неизвестный художник второй половины XVIII века. Граф А.Г.Орлов после Чесменского боя


Неизвестный художник, вторая половина XVIII века .
Граф А.Г.Орлов после Чесменского боя
Тема этой исторической аллегории - прославление милосердия графа Алексея Григорьевича Орлова, оказанного им местным жителям после победы в Чесменском сражении.

Чесменский бой (1770г.) – одно из крупных сражений Первой русско-турецкой войны (1768-1774г.г.).
Знаменитое морское сражение состоялось в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря. Русским флотом командовал граф А.Г.Орлов (фактически операцией руководил адмирал Г.А. Спиридов). В результате этой победы Россия серьезно потеснила Турцию в Эгейском море и установила блокаду Дарданелл. Это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сам же Алексей Орлов (брат фаворита Екатерины
II Григория Орлова) после этой победы получил право именоваться графом Орловым-Чесменским.
Жанр этого произведения сочетает в себе историческую картину и аллегорию. Вероятно, картина из Третьяковской галереи является копией с оригинала неизвестного автора. 

Вокруг могучей фигуры графа, излучающей великодушие и милосердие к побежденным, собрались женщины, мужчины, дети. Одежды, в которые они облачены, прозрачные покрывала, закрывающие лица женщин, говорят о мусульманском, скорее всего, турецком происхождении этих людей.

Интересно, что эта картина в зеркальном отношении повторяет скульптурный рельеф Ф.И.Шубина "Великодушные действия к свободе военнопленных графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в 1771 году". Этот рельеф был выполнен скульптором в 1780-1782 годах и предназначался для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. 

Комментарии