"Истории и аллегории": М.И.Пучинов. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1787

М.И.Пучинов. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1787
Многие исторические картины XVIII столетия написаны на темы из античной истории и мифологии. В основе композиции художника М.И.Пучинова также лежит сюжет из истории Древнего Рима, по мотивам которого французский драматург эпохи классицизма П.Корнель создал свою трагедию "Гораций".
 
В далекие времена Рим воевал с городом Альба-Лонга. Исход вражды должен был решиться в поединке между тремя братьями римлянами Горациями и тремя братьями Куриациями из рода Альба-Лонга. Победивший Гораций – воплощение римских добродетелей, возвращается в Рим и застает свою сестру Камиллу оплакивающей погибшего жениха, одного из Куриациев.  Гораций, еще не остывший от ярости сражения, в котором погибли оба его брата и возмущенный скорбью родной сестры по врагу Рима, выхватывает меч, которым недавно убил ее жениха, и поражает сестру. Этот момент и запечатлен на картине.

В дальнейшем действие трагедии развивалось следующим образом. Отец убитой Камиллы обратился к народу и царю с признанием справедливости смерти своей дочери и просьбой помиловать Горация, потерявшего в недавнем бою братьев и одержавшего победу над врагами Рима. Тронутый слезами и просьбами старика, правитель и народ оправдали Горация, а Камилла была похоронена там, где настиг ее карающий меч брата.

Художник строит свою картину по всем правилам и законам классицизма. Все участники события сгруппированы в красивые выразительные группы. Одетые в античные одежды, своими позами и жестами они напоминают античные статуи. В центре на переднем плане – главные герои: умирающая Камилла и Гораций. Гораций выделен не только композиционно, но и цветом. Художник не случайно показывает его в ярко-красном плаще. Все фигуры, как будто на сцене театра, находятся в неглубоком условном пространстве.

Комментарии