Михаил Нестеров о Третьяковской галерее

Московское Училище живописи, ваяния и зодчества
(cовременная фотография). В настоящее время в здании
размещается
Российская Академия живописи,
ваяния и зодчества 
им.И.С.Глазунова.
Мы, тогда юнцы, ученики Училища живописи и ваяния, хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок. Там, во дворе, стоял небольшой двухэтажный особняк с подъездом посредине; тут же, сбоку, ютилась пристройка с особым входом. Мы шли туда как домой.

 Внизу была развешана верещагинская коллекция, наделавшая столько шума, и мы старались постичь "тайны" верещагинского искусства, такого неожиданного, иллюстрирующего его мысли о войне. В конце узкой, длинной с перегородками залы вела дубовая лестница наверх; там мы любовались, учились на Иванове, Брюллове, Кипренском, Федотове, Перове, Саврасове и других. 

А галерея росла да росла. Росли и мы, наши понятия, вкусы и, скажу, любовь к искусству. Иногда в галерее появлялся высокий, сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально, любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его "комочком", бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил.

Мы знали, что это был сам Павел Михайлович Третьяков. Мы видели его иногда на годичных актах в училище, среди других почетных членов, он и там был "одинокий", ровный со всеми.
Мы приучались любить его, уважать, понимать его значение, знали многое о нем. 

Лаконическая надпись над входом Петербургской Академии художеств: "Свободным художествам" - не была "звуком пустым" для нашего Павла Михайловича. Сверстник "тринадцати протестантов", во главе с Крамским покинувших пережившую себя после Иванова и Брюллова казенную Академию, П.М.Третьяков был их единомышленник, позднее переросший их.
Потому-то ныне Государственная Третьяковская галерея поражает всех своим многообразием. В ней уживаются новгородские и строгановские иконописцы с Аргуновым, Брюлловым, коим в свою очередь не мешают позднейшие мастера - передвижники с рассудочным Крамским, патетическим Ге, сатириком Перовым, суриковская "Боярыня Морозова", репинский "Крестный ход", васнецовские "былины" с "Аленушкой", мой "Отрок Варфоломей", чудесная лирика Левитана, портреты европейца Серова, Коровин, Сомов, Малявин, Бенуа и другие.

Все это и есть знаменитая Третьяковская галерея, созданная когда-то человеком высокого интеллекта, подлинным историком русского искусства.

 

Текст воспроизводится по изданию: Михаил Нестеров. Давние дни. –Уфа, 1986, С. 433-434.

Комментарии