"С сотворения мира никто лучше моря не писал, как Айвазовский, и с сотворения мира никто лучше женщин не писал, как Маковский" - как праздновали 50-летний юбилей творческой деятельности Маковского


Константин Егорович Маковский (1839 - 1915).
Фотография 1900-е
Утренний выпуск газеты "Биржевые ведомости" за   8 декабря 1910 года сообщал:
"Запись на юбилейный обед почтенного профессора идет повышенным темпом и, в общем, предполагается около трехсот человек. Вчера все Общество Петербургских художников снималось группой со своим юбиляром  - председателем во главе.
Вот интересный гость или, вернее гостья ожидается ко дню юбилея. Это знаменитая в свое время, обладавшая классической фигурой модель Вентури, позировавшая Маковскому для его мифологических богинь.
 
Убедившись, что прекрасное тело ее начинает увядать, Вентури переменила карьеру натурщицы на карьеру драматической артистки. Несколько лет она служила в провинции, потом вдруг нежданно-негаданно пошла в монастырь.
Чудная, одаренная Вентури всегда высоко ценила талант  Маковского. И вот теперь, случайно узнав в своей курской глуши о готовящемся юбилее, бывшая Вентури, теперь сестра Леконида, написала одному из художников письмо, где обещает непременно приехать к 18 декабря.

Необычайная судьба – хоть роман пиши. Но случается и наоборот. Попадаются и монахини в роли натурщиц. Академик Бодаревский написал однажды с монахини этюд нагого тела, удивительно гармоничный, в смысле пропорций.
И когда Бодаревский выразил это вслух, монахиня спокойно ответила:
- У нас есть и получше меня!

К.Е.Маковский.Русалки. 1879. ГРМ
Интересно, будут ли чествовать Маковского передвижники? Было время, он выставлялся у них. Но потом разошелся с товариществом (Товариществом передвижных художественных выставок – прим. М.Ч.) из-за пустяков в сущности. Константин  Маковский устроил отдельную  выставку своей большой картины* и собрал большую входную плату, миновавшую таким образом кассу товарищества. По уставу передвижнику возбранялось выставлять, где бы то ни было, кроме как у себя. На этой почве и вышла размолвка…"
 
18 декабря 1910 года в своей квартире (Васильевский остров, 1-ая линия, 53) Константин Маковский принимал поздравления с 50-летним юбилеем творческой деятельности! Вечером же состоялся  пышный юбилейный обед в ресторане Контан (Мойка, 58). Среди поздравлений многочисленных гостей  обратили на себя внимание выступление артиста Далматова, который начал свою речь: "С сотворения мира никто лучше моря не писал, как Айвазовский, и с сотворения мира никто лучше женщин не писал, как Маковский".

 
Профессор Академии художеств, Ю.Ю.Бруни, на заданный им вопрос "какова разница между Репиным и Маковским?" сам же афористично  ответил: "Разница заключается в том, что Репин питается сеном, а Маковский на Сене писал свои лучшие картины", намекая на долгосрочные поездки художника в столицу Франции и приобретении в 1893 году им у В.В.Верещагина мастерской в предместье Сен-Жермен.        

*Речь идет о полотне "Боярский свадебный пир в XVII веке" (236 х 400 см), которое художник представил в помещении Акционерного зала на Мойке. Затем  он экспонирует полотно в Москве, Париже и Лондоне. Как сообщалось в "Художественных новостях": "Картина, за которую художник желает получить 30 000 рублей, еще ждет покупателя". Отправив в следующем году полотно на Всемирную  выставку в Антверпен, Константин Маковский получил за нее большую золотую медаль и орден короля Леопольда. .

Комментарии