"Истории и аллегории": C.Торелли. Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами. Конец 1760-х

C.Торелли. Екатерина II в образе
Миневры, окруженная музами.
Конец 1760-х
Этот небольшой эскиз к картине, хранящейся в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге – типичная декоративная композиция, исполненная в духе рококо, - легкое, грациозное произведение, выполненное в ярких, приятных для глаз тонах. Музы, окружающие Екатерину, летящая фигура Славы над ее головой, резвящиеся у ее ног амуры, розовато-голубой декоративный пейзаж на дальнем плане, античные руины – все это служит рамой для  главной героини, выступающей в любимой своей роли – богини мудрости Минервы.
 
Поводом для создания такого рода произведения мог послужить грандиозный уличный маскарад "Торжествующая Минерва", завершивший коронационные торжества в Москве зимой 1762-1763 годов, в аллегорической форме прославляющий Екатерину II как покровительницу наук и искусств. Весь цвет русской культуры того времени принимал участие в подготовке этого грандиозного зрелища (в шествии-представлении участвовало свыше четырех тысяч человек и двухсот колесниц). Стихи к маскараду писал поэт М.М.Херасков,  хоровые песни сочинял драматург А.П.Сумароков, театральная часть была возложена на основателя русского театра Ф.Г.Волкова.

Аллегорические фигуры маскарада утверждали "славу добродетели" и осмеивали "гнусности порока"
. Хор воспевал восшествие на престол Афины-Паллады (в римской мифологии – Минервы), приглашая к ликованию воздух, землю, воду и российские народы.
Сама Екатерина наблюдала шествие из дома президента Академии художеств И.И. Бецкого в первый день представления.

Комментарии