16 фактов о картине "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581" (1881-1885)

"...человек, видевший хотя бы раз …
эту картину, навсегда застрахован
от  разнузданности зверя" - писал
И.Н.Крамской после посещения
мастерской И.Е.Репина...

 1. Импульсом для создания картины  стало услышанное Репиным  в 1881 году на одном из московских музыкальных вечеров  новое сочинение  Н.А.Римского-Корсакова "Месть",  а  также размышления,  связанные с событием 1 марта 1881 -  убийством  народовольцами Александра II.  Одновременно с созданием "Ивана Грозного" живописец работал над полотном "Не ждали", ставшей прямой реакцией на произошедшее.  
2.  Общая идея будущего полотна "Иван Грозный и сын его Иван"  была найдена Репиным  уже в 1882 году в карандашном рисунке (Русский музей). Всего же  художником было исполнено порядка пяти подготовительных эскизов общей композиции. Первоначальное название картины было  "Сыноубийца".    

Эскиз к картине. 1883
3. Во время работы над своей картиной "Иван Грозный и сын его Иван" Репин опирался на труды Н.М.Карамзина, где об этом историческом моменте написано: "Царь заподозрил царевича в предательстве… острым жезлом сильно ударил царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоанова. Побледнев от ужаса, в трепете и исступлении он воскликнул "Я убил сына! – и кинулся обнимать, целовать его…" (Н.М.Карамзин. История государства росиийского.  – М.,1997. Т.7-9, с.467)
4. О процессе создания своего полотна  Репин вспоминал: "Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".
5. Моделью для Ивана Грозного сначала послужил царскосельский  старик, рекомендованный Павлом Петровичем Чистяковым, в один из приездов Репина в имение к своему учителю. Следующей моделью стал  случайно встреченный на Литовском рынке чернорабочий. Затем  для создания образа царя Репину позировали композитор П.И.Бламберг и художник Г.Г.Мясоедов.
6. Прототипом царевича Ивана  послужил   близкий друг Репина  писатель В.М.Гаршин,  с которого художник написал несколько этюдов к картине. Один из них был приобретен в 1891 году Павлом Михайловичем Третьяковым для Галереи. Так как Репину царевич представлялся блондином,  окончательной моделью в завершении образа стал живописец  В.К.Менк.
Портрет П.И.Бламберга. 1884
7. Задолго до завершения полотна П.М.Третьяков собирался его  приобрести.  Боясь не успеть в Петербург на открытие 13-ой выставки Товарищества передвижников, где Репин впервые должен был представить публике свою картину, Третьяков писал живописцу:  "Ночь в вагоне провел плохо, что бывает со мной, когда нахожусь в нервном состоянии. Картину Вашу "Царь  Иван Грозный и его сын Иван" покорнейше прошу считать за мной".
8. Несмотря на то, что изначально Репин намерен был получить за свое монументальное полотно 20 тысяч рублей, он уступил его Третьякову за 14 500 рублей, сочувствуя, как он вспоминал  "этой колоссальной страсти" московского  собирателя.
 9. Первоначальное название картины было "Сыноубийца".  На 13-ой выставке ТПХВ в Петербурге (февраль-март 1885) оно именовалось как "Иван Грозный и сын его Иван". На московской же выставке (март-апрель 1885) картина получила дополнительное название "15 ноября 1881 года".

10. Появившись на 13-ой  выставке "передвижников"  в Петербурге, картина вызвала не только необычайно широкую и неоднозначную реакцию прессы, но и стала поводом для беспрецедентного обстоятельства – учреждение цензуры художественных выставок, которая вступила в силу с этого момента.  Неудовольствие императора Александра III и его ближайшего окружения формировалось письмами  обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева.  Полотно было запрещено к показу в провинциальных городах.
Портреты В.М.Гаршина (1883) и В.К.Менка (1884)
 11. После открытия выставки   в Москве 25 марта, спустя неделю последовало высочайшее распоряжение полотно с выставки снять, также запрещалось "распространение ее в публике какими-либо другими способами". Третьякову же, как владельцу картины, было предписано не экспонировать репинское полотно в доступных публике залах галереи. Однако, уже через три месяца, 11 июля, запрет с картины был снят благодаря ходатайству А.П.Боголюбову.
 12. 16 января 1913 года иконописец Абрам Балашов  нанес картине три больших разреза в районе лиц главных персонажей.  Удары были настолько сильными, что повредили не только холст, но и центральную деревянную  перекладину подрамника.  Из Эрмитажа были вызваны реставраторы Д.Ф.Богославский и И.И.Васильев, что произвели подклейку старого холста на новый  ("дублировка  холста").
13. После инцидента хранитель Третьяковской галереи Е.М.Хруслов покончил жизнь самоубийством. Директора И.С.Остроухова вынудили покинуть свой пост. 
14.  Для реставрации живописного слоя из Куокколы был вызван Репин.  Но выяснилось, что спустя 30 лет после создания полотна 70-летний художник уже не обладал тем живописным темпераментом, что лежал в основе  созданной им  картины.   Известно, что  после написания монументального полотна "Запорожцы пишут письмо  турецкому  хану" (1880-1891, Русский музей) , у Репина  стала "сохнуть" правая рука. Художник  пытался  писать картины уже левой рукой, им так же была изобретена специальная  подвесная палитра, что крепилась на поясе. Более того, в 1900-1910-х художником стала разрабатываться новая колористическая гамма с обилием лиловых тонов. 
15. Увидев заново написанную  Репиным зеленую голову Грозного,  новый директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь немедленно счистил свежие слои масляной краски и собственноручно произвел реставрацию.  Известно, что по правилам реставрации подобные операции производят акварельными красками во избежание потемнения красочного слоя. 
16. Известно, что в 1909 году по заказу С.П.Рябушинского Репин исполнил  авторское уменьшенное повторение картины, названное "Сыноубийца" (Воронежский художественный музей).
 
 
 

Комментарии