Валентин Серов в воспоминаниях современников. Портреты Г.Л.Гиршман

С 1903 по 1911 Серов создает несколько портретов Г.Л.Гиршман — супруги известного мецената и предпринимателя. Генриетта Леопольдовна (урожд. Леон; 1885–1970) училась игре на рояле в Дрездене и Москве (у композитора А.Н.Корещенко), пела, занималась живописью (у О.Э.Браза, А.Е.Архипова и К.Ф.Юона). Эмигрировала с мужем после 1922. 

Портрет Г.Л. Гиршман. 1907
Холст, темпера. 140,5 × 140,5. ГТГ


О дружбе с Серовым она вспоминала:

Портрет Г.Л. Гиршман. 1911
Картон, пастель, уголь. 96,4 × 76. ГТГ
"Познакомилась я с Валентином Александровичем Серовым после моей свадьбы и переезда из Петербурга в Москву в 1903 году.
<…>
Позировала с перерывами. Валентин Александрович начал акварельный набросок на простом картоне. Вскоре пришлось прервать совсем сеансы, так как я ожидала ребенка.
<…>
Он работал все утро до завтрака в продолжении месяца, вплоть до нашего отъезда в имение в конце мая, откладывая решение о судьбе заказа до осени.
Валентин Александрович закончил акварель, перевел ее на большой, подготовленный для масляной живописи холст — во весь рост — и увлекся разработкой лица и рук.
<…>

Переведенный на холст очень удачный рисунок не удовлетворил Валентина Александровича, и он решил начать все с начала и искать другую позу. 

<…>Весной 1906 года Серов окончательно установил позу для нового портрета и сделал первый эскиз.
<…>

До начала сеансов я одевала и показывала Валентину Александровичу все те платья, что привезла из Парижа, и мы сообща остановили свой выбор на том, в котором я изображена на портрете. Думаю, что цветовая гамма портрета не совсем случайна. Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Поэтому я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая <…> Один только мазок красный — это подушка для булавок на туалете.

Валентин Александрович выбрал новый для него способ живописи — темперу; подготовил специально холст и начал работать с увлечением. На этот раз я более сознательно относилась к роли модели и хотя руки и шея в трудной позе, придуманной Серовым, часто затекали, позировала добросовестно.
<…> 

Помню, как с обычной для него иронической улыбкой он благодарил меня за долготерпение, работа над портретом продолжалась полтора года — и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!"

Источник:
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 1. С. 329–330.


Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии