И.К.Айвазовский и А.С.Пушкин: продолжение

"Айвазовский встречал еще <…> в Петербурге Пушкина вместе с В.А.Жуковским и разговаривал с ними на улице. Последняя картина его из жизни Пушкина выставлена была <...> в Петербурге, в музее рисовальной школы барона Штиглица на картине "Семья Раевских и Пушкин" М.Н.Раевская ("княгиня Волконская") изображена убегающей от настигающих ее волн, и Пушкин, в восторге, застывшей позе, любующийся ею. Картина же "Пушкин у Гурзуфских скал" представляла собою юбилейную новинку (1899 года).

Пушкин изображен в лунную ночь на морском берегу Гурзуфа, на одной из высоких береговых прибрежных скал, в обычной задумчивой мечтательной позе. Вдали виднеется Аю-Даг и горы. 

И.К.Айвазовский, И.Е.Репин. Прощание
Пушкина с морем. 1877. Всероссийский
музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
И.К. написал в разное время 8 картин из жизни Пушкина. Происхождение одной из лучших, по моему мнению, из самостоятельных картин его, "Прощание Пушкина с морем", относится к началу 80-х годов, когда И.К. услышал где-то в обществе прекрасную декламацию стихотворения "К морю". Поэт представлен на ней во весь рост, в длинном сюртуке, с плащем на одной руке и шляпой <...> в другой. У ног его бушует разъяренное море, а на скале как будто высечена рельефная надпись:

"Прощай свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордой красотой"!..

Эти прекрасные стихи, последние написанные в изгнании Пушкиным в Одессе в 1824 году, "вечно звучали в памяти"' И.К., и он любил их подписывать под своими снимками с любимой картины, даря их на память своим друзьям и знакомым. Иван Константинович Айвазовский, знакомый лично и с семьей Н.Н.Раевского, всегда утверждал, что стихотворение "Талисман" вызвано подарком Марии Раевской и написано первоначально поэтом в Крыму и никак не относится к Одессе и графине Воронцовой, за которой, по его словам, Пушкин слегка ухаживал в Одессе, как за великосветской львицей и женой начальника, но некрасивой женщиной, не в состоянии бывшей воспламенить воображение поэта. Как известно, с кольцом "'талисманом"' Пушкин расстался только в день смерти, а стихотворение приписывают Воронцовой...

Прислав мне из Феодосии снимок со своей новой картины (1894 г.) "Пушкин у Гурзуфских скал", он собственноручно внизу подписал:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы.
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы...
"Целое море безумной страсти вылилось здесь у поэта".

Оригинал картины проф. И.К.Айвазовский подарил еще в 30-х годах городу Одессе, но копия с нее долго хранилась у него в галерее. И. К. Айвазовский очень любил её и считал лучшей из пушкинского цикла своих картин "Пушкин в Гурзуфе при луне", где поэт представлен во время своих крымских ночных прогулок, но мне лично, как и другим, больше всего нравилась висевшая одно время в фойе для артистов Александрийского театра картина его "Пушкин на берегу Черного моря", на которой фигура Пушкина изображена проф. И.Е.Репиным, и я даже как-то высказывал это И.К. в разговоре. Интересно было бы знать, неужели и теперь там находится эта картина проф. И.Е.Репина и И.К.Айвазовского? Ведь она представляет громадную ценность в национальном художестве, и настоящее для нее место - в нашем Музее Императора Александра III или Эрмитаже, а никак не в другом месте, где ее даже не может увидеть публика.

Не один великий поэт наш приветствовал вдохновенного поэта-импровизатора, почившего теперь непробудным крепким, сном на берегу любимого и воспетого им "с такою чудной силой" и прославленного на вечные времена Черного моря, в близкой его сердцу, его трудами и заботами возрожденной из ничтожества к новой кипучей жизни и деятельности родной Феодосии. Лучшие выдающиеся деятели па поприще литературы, поэзии, искусства и на поле брани - герои Черноморского флота, покрывшие неувядаемой славой наши знамена, считали его в кругу своих близких знакомых или являлись его поклонниками и покровителями, влиявшими на развитие и направление его гениального и всегда самобытного творчества. Вот как возникло его стремление к воспроизведению морских батальных картин, по рассказу самого художника, служившее для него неисчерпаемым источником плодотворного вдохновения..."

Источник:
"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901

Комментарии

  1. Огромное спасибо за интересный материал, но все-таки у Пушкина было:"И блещешь гордою красой". У вас образовательный проект, и неточности в цитировании, также как и некоторые ошибки в пунктуации, мне кажется, недопустимы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за Ваш комментарий! Дело в том, что мы приводим отрывки из воспоминаний профессора Н.Н.Кузьмина об Айвазовском, где автор приводит цитату именно в таком виде. Впредь мы постараемся более четко обозначать источники и границы цитирования в публикациях.

      Удалить

Отправить комментарий