Тайны старых картин. Монахиня

Недавно в Третьяковской галерее прошла выставка "Тайны старых картин", раскрывавшая особенности музейных исследований. Многолетний труд музейных технологов, реставраторов, историков искусства, проводящих атрибуцию произведений, помог забытым героям обрести имена, позволил разоблачить мистификации и обнаружить неведомые шедевры под известными изображениями. Каждую среду в официальном блоге Третьяковской галереи мы будем публиковать рассказы об этих интересных находках. Первый рассказ - о картине кисти И.Е.Репина "Монахиня".

И.Е.Репин. Портрет С.А.Репиной. 1878

Картина "Монахиня" была написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1878 году.

Моделью И.Е.Репину послужила его свояченица Софья Алексеевна Шевцова. Будучи студентом Академии художеств, Репин жил на Васильевском острове по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, дочери которого привлекали внимание начинающего живописца.

Хотя окружающие считали, что Репин увлечен старшей дочерью Шевцовых, Софьей, в 1872 году художник женился на младшей, юной Вере. Софья стала женой брата Репина — Василия Ефимовича, воспитанника петербургской консерватории, оркестранта Мариинского театра.
Репин неоднократно писал портреты Софьи Алексеевны.

И.Е.Репин. Картина "Монахиня" 1878 г. и её рентгенограмма

Сравните облик монахини на картине с обликом Софьи Шевцовой на репродукции портрета, находящегося в Киевском национальном музее русского искусства. На портрете представлена миловидная женщина с чуть кокетливой прической из высоко собранных волос.

Из опубликованных воспоминаний племянницы Репина Л.А.Шевцовой-Споре стало известно, что еще для одного портрета Софья позировала в бальном туалете. Во время работы художник и героиня будущей картины поссорились, и Репин превратил нарядную даму в… монахиню.

Подтвердить правдивость слов мемуаристки оказалось возможным благодаря рентгенограмме картины, на которой видны нижележащие слои живописи, не счищенные автором. Под черным покрывалом скрыто светлое платье с кружевами, волосы девушки собраны в высокую прическу, в руке у модели — веер.


Комментарии