Мы продолжаем рассказывать об избранных экспонатах, которые были представлены на выставке "Тайны старых картин", проходившей в Третьяковской галерее с 1 июня по 21 августа 2016 года. Сегодня - рассказ о работах, когда-то связанных именем выдающегося художника эпохи русского романтизма Ореста Адамовича Кипренского.
В 1911 году работы, о которых пойдет речь ниже, были представлены в Санкт-Петербурге, на первой монографической выставке живописца как его автопортреты. Считалось, что образ художника-романтика воплощает не столько его внешность, сколько передает душевное и эмоциональное состояние, и историков искусства того времени не смущало то, что внешность Кипренского на всех автопортретах различна. Дальнейшее изучение автопортретов Кипренского, в котором приняло участие несколько поколений сотрудников Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, во многом разрушило эту легенду.
В 1911 году работы, о которых пойдет речь ниже, были представлены в Санкт-Петербурге, на первой монографической выставке живописца как его автопортреты. Считалось, что образ художника-романтика воплощает не столько его внешность, сколько передает душевное и эмоциональное состояние, и историков искусства того времени не смущало то, что внешность Кипренского на всех автопортретах различна. Дальнейшее изучение автопортретов Кипренского, в котором приняло участие несколько поколений сотрудников Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, во многом разрушило эту легенду.
Расположенный слева "Автопортрет в полосатом халате" в настоящее время остается одним из двух бесспорных автопортретов Кипренского (второй находится в галерее Уффици во Флоренции). На выставке также были представлены репродукции произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа, отведенных специалистами от автопортретов Кипренского в процессе изучения. Теперь они признаны как работа неизвестного художника, возможный портрет К.И.Альбрехта и автопортрет австрийского живописца XVIII века Кристиана Зейбольда.
Наиболее интригующая и до конца не раскрытая история связана с портретом молодого художника с кистями за ухом, который экспонируется рядом с репродукцией автопортрета К.Зейбольда (крайний справа). В начале XX столетия эти два изображения считались самым ранним и самым поздним автопортретами Кипренского. Обратите внимание на очевидное сходство в композиционном и светотеневом решении двух полотен. В XIX веке они находились в собрании известного любителя живописи А.Р.Томилова. Сотрудник Третьяковской галереи О.А.Алленова выяснила, что портрет молодого живописца с кистями за ухом представляет собой пастиш – сознательную стилизацию неизвестного русского автора под работу западноевропейского живописца. В настоящее время авторство Кипренского и автопортретность образа молодого художника в этом произведении остаются под вопросом.
Комментарии
Отправить комментарий