Тайны старых картин. Автопортреты О.А.Кипренского. История легенды.

Мы продолжаем рассказывать об избранных экспонатах, которые были представлены на выставке "Тайны старых картин", проходившей в Третьяковской галерее с 1 июня по 21 августа 2016 года. Сегодня - рассказ о работах, когда-то связанных именем выдающегося художника эпохи русского романтизма Ореста Адамовича Кипренского.

В 1911 году работы, о которых пойдет речь ниже, были представлены в Санкт-Петербурге, на первой монографической выставке живописца как его автопортреты. Считалось, что образ художника-романтика воплощает не столько его внешность, сколько передает душевное и эмоциональное состояние, и историков искусства того времени не смущало то, что внешность Кипренского на всех автопортретах различна. Дальнейшее изучение автопортретов Кипренского, в котором приняло участие несколько поколений сотрудников Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, во многом разрушило эту легенду. 
Кипренский О.А. Автопортрет. 1828. Государственная  Третьяковская галерея
Кипренский О.А.(?) Автопортрет (?). 1809. Государственная Третьяковская галерея
Зейбольд К. Автопортрет. 1735. Государственный Эрмитаж

Расположенный слева "Автопортрет в полосатом халате" в настоящее время остается одним из двух бесспорных автопортретов Кипренского (второй находится в галерее Уффици во Флоренции). На выставке также были представлены репродукции произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа, отведенных специалистами от автопортретов Кипренского в процессе изучения. Теперь они признаны как работа неизвестного художника, возможный портрет К.И.Альбрехта и автопортрет австрийского живописца XVIII века Кристиана Зейбольда. 

Наиболее интригующая и до конца не раскрытая история связана с портретом молодого художника с кистями за ухом, который экспонируется рядом с репродукцией автопортрета К.Зейбольда (крайний справа). В начале XX столетия эти два изображения считались самым ранним и самым поздним автопортретами Кипренского. Обратите внимание на очевидное сходство в композиционном и светотеневом решении двух полотен. В XIX веке они находились в собрании известного любителя живописи А.Р.Томилова. Сотрудник Третьяковской галереи О.А.Алленова выяснила, что портрет молодого живописца с кистями за ухом представляет собой пастиш – сознательную стилизацию неизвестного русского автора под работу западноевропейского живописца. В настоящее время авторство Кипренского и автопортретность образа молодого художника в этом произведении остаются под вопросом.

Комментарии