Ко дню рождения Игоря Эммануиловича Грабаря

Сегодня исполняется 146 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. Его жизненный путь охватывает почти вековую историю России, с прихотливостью ее исторического хода, сменой социально-политических векторов и художественных  вкусов. 

Сын венгерского политического эмигранта, переехав с семьей в Москву, получил первоначальное образование в знаменитом Катковском лицее, затем в Петербурге занимался на филологическом и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета, одновременно обучаясь живописи и рисунку в мастерских П.П.Чистякова и И.Е.Репина в Академии художеств.  

Грабарь И.Э.
Избрав своей профессиональной  стезей живопись,  в конце 1890-х годов Грабарь отправился сначала в Париж, где обучался в Академии  Р.Жюльена и Школе Ф.Коларосси, затем – в Мюнхен -  в Школе А.Ашбе, где после работал в  должности преподавателя.  

Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь с присущим ему темпераментом наряду с занятиями творчеством, стал одним из организаторов и руководителем художественного объединения  «Современное искусство», целью которого было  устройство выставок и издание  одноименного журнала. С середины 1890-х годов Грабарь активно выступал  как художественный критик, публикуя свои очерки и заметки о выставках современного искусства в различных периодических изданиях. 

В 1910-е годы он выступил инициатором, стал автором и одним из редакторов многотомного сочинения «История русского искусства», позднее работал над написанием подробных монографий И.Е.Репина и В.А.Серова. В 1913 году стал попечителем, и в дальнейшем (до 1925) директором Третьяковской галереи, выступив реформатором в устройстве экспозиции музея, избрав  хронологический и монографические принципы  в представлении произведений искусства. На протяжении 20-50-х годов участвовал в многочисленных экспедициях по изучению памятников искусства и старины, занимался их охраной и реставрацией, также возглавлял Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские, впоследствии получившие его имя.

1904-й  год у Грабаря был насыщенным. Зимние и весенние месяцы  он гостил у  художника Н.В.Мещерина (друга и родственника – прим.М.Ч)  в имении Дугино Подольского уезда Московской губернии. Природа тех мест и  окрестных деревень побудила художника на создание многочисленных пейзажей,  среди которых  хрестоматийные  "Мартовский снег" и  "Февральская лазурь" (обе – 1904, ГТГ). На противоположном от Дугино берегу реки Пахры располагалось старинное имение, запечатленное на картине "Угасающий день".

"Писал я еще усадьбу Бенкендорфов, позднее Алексеевых,  - вспоминал Грабарь, - красивый стройный белый дом с колоннами на берегу реки, окруженный со всех сторон столетними аллеями. Увлекало сочетание белого дома с белым небом и белым снегом при темных деревьях. Где эта картина сейчас  - не знаю. В конце марта я еще раз ее писал".

Грабарь И.Э. Угасающий день. 1904

Грабарь характерным его кисти  плотным, фактурным мазком будто стежок за стежком "вышивает" пространство холста, изображая на нем исполненный лиричных настроений  вид старинной усадьбы.  "Угасающий день" Грабаря созвучен в своих интонациях строкам Ф.И.Тютчева: 

                                                     «Еще природа не проснулась,
                                                       Но сквозь редеющего сна
                                                       Весну послышала она,
                                                       И ей невольно улыбнулась…» 


Застывшее отражение голубого мартовского неба, обступившие белоснежный дом гряды деревьев парка  и высвобождающаяся из-под снега земля  - все рождает милый каждому человеку образ природы, ожидающей наступление весны. Пока погожий солнечный  день короток - быстро "угасает", но вскоре природа день ото дня станет более щедрой на ласковые лучи и яркие краски.  

Комментарии