Москва Анны Голубкиной. Дом Айседоры Дункан

Мы продолжаем публикацию историй из жизни художественной Москвы. Первый цикл публикаций посвящен Москве, какой её знала скульптор Анна Голубкина.  Сегодня расскажем об особняке на Пречистенке, в котором когда-то жила знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Анна Голубкина не только была знакома с балериной, но  и вдохновлялась её творчеством.

В этом доме  Айседора Дункан, знаменитая американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году. Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику. В России Дункан дала несколько концертов в 1904–1905 и 1913 годах. В 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве на Пречистенке, 20.

Пречистенка, 20. Усадьба А.К.Ушкова. Фото - Евгений Алексеев

Первый набор школы (около 60 девочек от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки (французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку. Дункан исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.

Айседора Дункан

Знаменитый дом с балконом на Пречистенке, где всего три года прожила Айседора Дункан, достоин отдельного рассказа. Дом был построен в конце XVIII века, возможно, по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. В начале ХХ века особняк принадлежал миллионеру Алексею Константиновичу Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов". Для своей красавицы-жены — примы-балерины Большого театра Александры Михайловны Балашовой Ушков заказал перестройку своего особняка на Пречистенке и оборудовал в нем специальный репетиционный танцевальный зал.

Октябрьская революция 1917 года стала неожиданностью для семьи коммерсанта и балерины. Через пять лет под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже они обосновались на рю-де-ля-Помп, и Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд-опера".

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан. Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным. Они жили вместе в особняке на Пречистенке. Именно здесь Есенин создал свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Но союз эксцентричной танцовщицы и молодого поэта не был долгим. Уже в 1924 году их брак был расторгнут. В том же году Айседора покидает Россию и отправляется во Францию.

А.С.Голубкина. Рельеф
«Дама». 1912. Известняк.
Музей-мастерская
А.С.Голубкиной
Уже находясь в Европе, она получает известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.

Скульптор Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала. Она могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, — графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама" (1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская А.С.Голубкиной).

Услышать больше интересных историй о связанных с жизнью и творчеством скульптора уголках Москвы можно в бесплатном мобильном маршруте, подготовленном сотрудниками музея-мастерской А.С.Голубкиной. Подробнее о том, как воспользоваться мобильным приложением и о других экскурсионных маршрутах Третьяковской галереи можно узнать на нашем официальном сайте.     

Комментарии