К 85-летию со дня рождения скульптора О.К.Комова

16 июля 1932 года в Москве родился Олег Константинович Комов – один из самых одаренных и именитых русских скульпторов второй половины ХХ века. Сегодня ему исполнилось бы 85 лет, но суждено ему было уйти слишком рано - в 62 года. Рассказом о трех его произведениях из собрания Третьяковской галереи нам хотелось бы вспомнить об этом ни на кого не похожем мастере. "Многое в современной скульптуре, – считал выдающийся скульптор В.Х. Думанян – было бы невозможно без работ Комова, ставших частью преображенного искусства 60-х годов".

Комов О.К. Стекло. 1958. Бронза. 62,5х50х19
Композиция "Стекло" (1958) была выполнена Комовым из бронзы еще в студенческую пору (за год до окончания Московского художественного института им. В.И.Сурикова). Она стала не только визитной карточкой молодого скульптора, но и одним из ключевых произведений периода "оттепели". Об испытанном в юности потрясении от этой работы вспоминает известный скульптор Александр Бурганов: "Скульптура изображала женщину, которая держала в руке проволочную раму, а другой вытирала пыль с невидимого стекла. Ее рука, держащая тряпку, опиралась на пустоту, создавая полную иллюзию реально существующего прозрачного стекла. Это была шутка, но шутка, которая стала для меня центром новой художественной идеи. До сих пор я твердо знал, что скульптура изображает мир при помощи объема. Здесь я увидел, как некий предмет изображен при помощи пустоты. Художник создал ситуацию, вызывающую у нас яркое ощущение присутствия предмета, которого на самом деле не было. И весь мир перевернулся. Оказывается можно моделировать не глину, а человеческое сознание".

Нынешнему зрителю О.К.Комов известен, пожалуй, прежде всего, как автор великолепных памятников деятелям литературы, искусства и науки, созданных и установленных в 1970-1980-е годы. Его монументальные работы напрочь лишены официозной скуки, отличаются живой выдумкой и необыкновенно чутким проникновением в атмосферу эпохи. Многие из них уже являются классикой: памятники А.В.Суворову и Андрею Рублеву - в Москве; М.Ю.Лермонтову - в "Тарханах" и в г.Лермонтов; А.С.Пушкину - в Твери, Большом Болдине, Мадриде и в Пскове ("А.С. Пушкин и Арина Родионовна"); М.Е.Салтыкову-Щедрину - в Вышнем Волочке и Твери. 

Однако и самые ранние работы Комова, созданные в период его становления, вошли в историю русского искусства ХХ века как уникальные творения пластики. В конце 1950-х – 1960-е годы он работал в области станковой камерной пластики, что было связано как со скромными размерами его тогдашней мастерской, располагавшейся в трансформаторной будке, так и с активным поиском новым поколением художников свежих, экспериментальных, не регламентированных стилистических решений, отрицающих всякую фальшивую патетику. В его ранних, подчеркнуто небольших статуэтках и композициях, по словам художника Андрея Васнецова, "скульптура сходит с пьедестала. Фигуры начинают действовать в обычном пространстве, занимаются своим обычным повседневным делом, никому не представляются, ничего не символизируют. Это как бы сама жизнь, дерзнувшая стать скульптурой".


Комов О.К. Мальчик с собакой. 1964-1965. Кованая медь. 74х100х100

Одной из жемчужин коллекции скульптуры Третьяковской галереи является выполненная из кованой меди композиция О.К.Комова "Мальчик с собакой" (1964-1965). Сложно развернутая в пространстве фигура мальчика, сидящего на земле, опираясь на правую руку и мечтательно прикрыв глаза, ритмически продолжается фигурой дремлющей собаки, доверчиво положившей ему голову на колени. Оба героя погружены в гармоническое, словно бы длящееся во времени, состояние безмятежности и чистоты, свойственное миру природы и миру детства. Эта работа была бы органична в парковом пространстве, в естественном природном окружении. Тридцатитрехлетний автор достиг в ней редкого равновесия станкового и монументального начал, сочетая обобщенность компактного объема с деликатной проработкой формы. 


Комов О.К. Вечер в алтайском селе. 1963. Бронза, постамент – дерево. 40х100х85

В трехфигурной композиции "Вечер в алтайском селе" (1963), созданной во время длительной командировки на Алтай, изображена семья, собравшаяся на вечернюю трапезу у таганца, где варится еда: старик с трубкой, читающая девочка и женщина с палочкой для помешивания еды. Комов не только объединяет индивидуальные портреты и композиционную скульптуру, но и создает среду, в которой развивается действие - оно перенесено из юрты на открытое пространство. "Каждый член семьи погружен в свои думы: старики, по-видимому, обращены к прошлому; дочь, человек уже нового времени, с новой верой и надеждами, обращена к будущему. В этой такой простой и поэтической вещи незримо присутствует тишина надвигающейся ночи, огромный таинственный мир природы, в котором живут эти люди, бездонное небо с зажигающимися первыми звездами и чувство вечности" (Алексей Грицай, живописец). Необычен треугольной формы постамент со скругленными краями – на нем каждый из трех персонажей, сидящих, не касаясь друг друга, помещен в свой угол, обособлен, а объединяет их семейный очаг. 

Композиция О.К. Комова "Стекло", недавно экспонировавшаяся на выставке "Оттепель", теперь представлена в зале №36 в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, "Мальчик с собакой" - в зале №37. Скульптура "Вечер в алтайском селе" находится в запасниках Галереи.

Текст: Ю.Диденко
Фото:  Н.Розенвассер, А.Сергеев

Комментарии