Скульптура: камень



Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.



Камень — излюбленный и самый распространенный материал скульптуры. Гранит, алебастр, базальт, порфир издревле используются художниками и ремесленниками-каменотесами. Мрамор же, король каменной скульптуры, объединяет в себе преимущества всех пород камня. Он имеет красивый тон, нежные переходы светотени. Мрамор плотнее песчаника, но более податлив, чем гранит; более хрупок и нежен, чем дерево, более прозрачен, чем алебастр.


А.С.Голубкина. Ваза "Туман". Ок. 1908.
Мрамор
Мраморная скульптура не допускает изображения широкого движения, но в случае, если это требовалось по замыслу, работы укрепляли с помощью специальных подпорок или строили композицию так, чтобы в наиболее хрупком месте была какая-то поддержка. Вот почему мраморные фигуры часто изображаются с кувшинами, колчанами со стрелами или веслами. Самыми уязвимыми частями статуй чаще всего оказывались руки, которые не хотелось утяжелять подпорками, и шея, поэтому они не выдерживали испытания временем — часто при раскопках находят только торсы с утраченными руками и головами.


Скульптор начинает работу с создания эскиза, делает их из гипса или глины, а только потом – из мрамора. Но как же точно перенести эскиз на мрамор? Есть несколько способов. Чаще всего используют специальную пунктир-машину. Но это непростой вариант, он требует сложных измерений с помощью специальной переносной иглы, которая позволяет наиболее точно повторить первоначальную модель в камне. Делают это так. На модели и каменной глыбе фиксируются три точки в одной плоскости, но не на одной прямой линии. От них отсчитывают четвертую точку уже на другой плоскости. Повторяя с помощью машины эту операцию, постепенно выявляют все выступающие части будущей скульптуры, облегчая тем самым работу. После этого скульптор шлифует и полирует статую, и она обретает ту самую форму, которая предстает перед нами. Сверкающий отполированный мрамор не только красив, но и более прочен: пыль и сырость меньше воздействуют на гладкую поверхность, чем на шероховатую. Но бывает, что скульптор чередует гладкую поверхность и шероховатую «шубу» (так называют необработанные части мрамора). Замысловатая игра фактур показывает уровень мастерства скульптора.


К концу XIX века скульпторы самостоятельно почти не обрабатывали камень – вместо художников этой тяжелой работой занимались квалифицированные каменотесы. Скульпторы только лишь шлифовали статую на последних этапах ее создания. Но на рубеже XIX–XX веков художники снова стали самостоятельно обрабатывать мрамор, потому что это позволяло им наиболее точно воплощать свой первоначальный замысел. Знаменитый скульптор начала 20 века Анна Голубкина была первой женщиной, специально поехавшей в Париж учиться искусству работы с мрамором

С.Т.Коненков. Обнаженная. 1925. Мрамор


Был и еще один способ перенесения скульптурного эскиза в мрамор, более сложный. Сергей Конёнков использовал именно его. Скульптор начинал работать над глыбой с передней плоскости, постепенно углубляясь и слоями освобождая рельеф статуи. Так работал еще великий Микеланджело. В его жизнеописании художник и первый историк искусства Джорджо Вазари, живший в 16 веке в Италии, так воссоздает этот процесс работы: “…если взять фигуру из воска  <…> и положить ее в сосуд с водой, и так как вода по своей природе обладает поверхностью гладкой и ровной, то, если приподнимать над ней равномерно и мало-помалу названную фигуру, обнаруживаться будут сначала более выпуклые части фигуры, а глубины ее, то есть более низкие ее части, будут еще оставаться закрытыми, пока она таким образом не откроется целиком”. Такой метод заставлял художника всегда четко осознавать замысел во всей его полноте и видеть в необработанной глыбе уже законченную скульптуру.


Конёнков, который видел в Микеланджело высочайший пример, использовал такой метод, работая и с мрамором, и с камнем, всегда точно зная, почему он выбрал тот или иной материал. Иногда ему не было важно, насколько безупречным был тот или иной кусок мрамора. Так, мнимый дефект полосатого мрамора и вкрапление кварцев не только не смущает художника, а наоборот, создает впечатление, что образ рождается буквально у нас на глазах.



Автор -  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры

Комментарии