Скульптура: бронза



Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.

С.Т. Коненков. Портрет скрипача
Г.Ф.Ромашкова. 1909
Бронза — сплав меди с оловом (иногда с добавлением цинка и свинца). Именно с изобретением в III тысячелетии до н.э. началась новая эпоха цивилизации — бронзовый век. От пропорций составляющих бронзу элементов зависят ее оттенки. Чем больше меди, тем краснее сплав. Олово же дает серо-черный оттенок.

Бронза диктует художнику иные, нежели камень, законы. Произведения, отлитые в бронзе, остаются полыми внутри, что уменьшает их вес. Из бронзы можно делать довольно сложные композиции с множеством мелких деталей, широкими просветами и свободным движением. К тому же бронза отражает свет яркими бликами. Этот металл отлично подходит для создания монументальных памятников. Во-первых, скульптура обладает четким силуэтом, который хорошо читается на открытом пространстве. Во-вторых, бронза прочнее мрамора и  меньше поддается  воздействию сырого воздуха и времени.

Существует несколько способов отливки бронзовой скульптуры. Самый распространенный из них — a cire perdue <a сир пердю> (с потерянным воском). Из глины создается болванка по форме внутренней полости будущей скульптуры. На ее основе делается восковая модель, к которой прикрепляют стержни для образования отверстий: через одни из них будет вытекать воск и заливаться металл, через другие — вытесняться воздух. Модель покрывают песком и огнеупорной глиной и затем обжигают, освобождая от воска. В подготовленную таким образом полость заливается металл. После полного остывания огнеупорную форму разбивают, глиняную болванку удаляют, а отливку очищают и дорабатывают.


Автор:  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры


 

Комментарии