Скульптура: движение

Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной. 
С.Т.Коненков. Сон. 1913

Скульптура ограничена в способе изображения человека. Человек чаще — это всего стоящая, сидящая или лежащая фигура. Иногда в произведении нет сюжета, но динамизм, явный или скрытый, присутствует неизменно. В пластическом движении участвует все тело: мускулы сильно напряжены, и даже в статичной фигуре угадывается подготовка к движению, глубокая внутренняя работа, которая еще не вылилась в действие. Поэтому в скульптуре движение само по себе должно быть форсированным и мощным. С именем Микеланджело связывают мотив задержанного, подавленного, противоречивого движения, которому, кажется, что-то мешает. В этом случае скульптор разрабатывает тонкую психологическую драму, и тело движется, будто вопреки обстоятельствам.

Вслед за Микеланджело и великий французский скульптор конца 19 - начала 20 века Огюст Роден использовал принцип non finito, когда специально оставляются какие-то части материала необработанными, чтобы показать, что образ еще не полностью освободился из каменной глыбы, он как бы дремлет в необработанной массе.

Конёнков хорошо знал наследие и принципы работы Микеланджело и Родена, которых считал своими великими предшественниками. Поэтому в скульптуре “Сон” он сочетает микеланджеловское движение, как будто через силу, и роденовскую скрытую динамику: кажется, что девушка сейчас повернется и окончательно высвободится из мраморной “шубы”, сдерживающей ее.

Использовал Коненков и еще одну находку французского скульптора, когда он порой сосредотачивался на каком-то одном пластическом мотиве, “отсекая” при этом все лишнее. Например, чтобы придать бόльшую выразительность торсу, скульптор отказывался от изображения рук и головы, чтобы они не отвлекали на себя внимание.
 

Автор -  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры

 

Комментарии