Скульптура: дерево

Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.

Сергей Тимофеевич Коненков. Стрибог. 1910
Дерево — древнейший материал скульптуры. Уже древние египтяне делали деревянные статуэтки. Чаще всего скульпторы работали с мягкими породами – липой, тополем. У каждой породы свой цвет, что открывает большой простор для работы скульптора. Мастер может выбирать, оставить натуральный цвет или тонировать, подкрасить ее. Для изображения человеческого тела теплый тон деревянной скульптуры подходит как нельзя лучше. 

Дерево — очень гибкий, пластичный материал, он дает скульптору большую свободу, позволяет создать множество выразительных деталей. Дерево обрабатывают ножами и резцами с помощью молотка. В материале возможны резкие выступы, острые угловатые грани, углубления, резкие контрасты – чего нет в камне. Поверхность может быть и гладко отполированной, и нарочито грубой, чтобы показать изначальную фактуру природного материала. Такие контрасты играют только на руку скульптору — он может продемонстрировать все стороны умения работы с резцом. 

Деревянной скульптуре доступны любые масштабы — от монументальных многофигурных барочных композиций до миниатюрных, почти ремесленных статуэток. 

Сергей Конёнков вырос в глухой деревне под Смоленском. С ранних лет он слышал рассказы о лесе, о тайных древних лесных существах. Поэтому лешие и другие обитатели чащоб были частью детского мира будущего скульптора. Именно эти ощущения и легли в основу так называемой “Лесной серии”. 

Конечно, дерево больше всего подходило для этих персонажей. Конёнков как будто видел в нем своих героев, и старался резцом просто выпустить на свободу тех, кого скрывала толстая кора. При этом мастер всегда был очень сдержан в форме: его “Стрибог” и ”Старичок-полевичок” повторяют форму ствола дерева, из которого они будто только что “вышли” и, кажется, еще не вполне “размялись” — они достаточно скованы. Скульптор специально оставляет сучки и частички коры, чтобы показать родство своего героя с деревом, с лесом, его породившим. 

Автор: Мария Морозова, научный сотрудник отдела скульптуры

Комментарии