Скульптура: рельеф



Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.


С.Т.Конёнков. Пиршество (фрагмент). 1910


Существует легенда: дочь коринфского горшечника провожала жениха на войну; его фигура, освещенная очагом, бросила на стену тень. Девушка очертила ее углем, отец заполнил силуэт глиной так был создан первый рельеф. По высоте изображения различают два вида рельефа — горельеф (высокий) и барельеф (низкий). Они отличаются  соотношением между выпуклостью рельефа и протяженностью занимаемой им плоскости. Мрамор не допускает очень глубоких прорывов, поэтому ем  больше соответствует плоский рельеф, который удобно рассматривать с близкого расстояния. Горельеф лучше всего читается издали, ему выгоден прямой сильный свет. Барельеф же смотрится наиболее выигрышно при мягком приглушенном свете.
С.Т.Конёнков. Пиршество. 1910


В отличие от свободно стоящих статуй в рельефе можно изображать и многофигурные сцены. В этом он близок живописи. Элементы композиции рельефа должны занимать все отведенное им пространство. Этого можно достигнуть двумя способами. В первом фигуры теснятся одна над другой и закрывают весь фон. А главной стилистической задачей является создание динамической, прорезанной глубокими тенями и яркими бликами композиции с энергичным ритмом движения. В другом случае художник работает с глубиной расширяющегося пространства, используя пейзажный или архитектурный фон. Высота рельефа постепенно сокращается от круглых фигур переднего плана до чуть заметной вибрации формы в глубине. Такой тип, безусловно, больше всего напоминает живописные композиции.


Рельеф “Пиршество” Коненков создает для оформления столовой в доме Карповых на Ордынке. Этот заказ скульптору помог получить его друг архитектор Алексей Щусев. На деньги, вырученные за эту работу, Коненков смог осуществить свою давнюю мечту — поездку по Греции.



Автор:  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры


Комментарии