Как интерпретировать: Г.М.Коржев "Егорка-летун" (1976-1980)

Прошедшая год назад в Третьяковской галерее на Крымском Валу ретроспективная выставка "Гелий Коржев. 1925–2012" стала резонансным проектом с точки зрения восприятия советского искусства. Представление о соцреализме, как стиле официальной идеологии, а Коржеве, как "суровом" художнике, обратившемся в период "оттепели" к социальной повестке взамен социалистической, оказалось недостаточным. Особенно сложными для трактовки представились жанровые картины Коржева, как, например, произведение 1970-х годов "Егорка-летун" из собрания Государственной Третьяковской галереи. Сейчас произведение экспонируется в 28 зале постоянной экспозиции Новой Третьяковки.

 

"Самая русская картина"

На полотне Коржев изображает своего героя лежащим ничком на земле среди обломков летной конструкции, крыльев, похожих на паруса небесного корабля. Егорка одет в типично деревенскую одежду – рубаху и лапти – что придает художественному образу отчасти фольклорную, сказочную интонацию. Выбранное Коржевым имя, Егорка, отсылает к христианскому святому Георгию Победоносцу.

В композиции картины Коржев применяет частый для себя ход обратной перспективы, идущий от традиции древнерусской иконописи. Зритель смотрит на сцену сверху и выступает в роли как бы свидетеля и одновременно соучастника произошедшего события. Рассматривая картину в деталях и пытаясь выстроить логику развития сюжета, нельзя не заметить, что на изображенном герое нет очевидных следов физических увечий или смерти. Это наблюдение подводит к выводу, что Егорка Коржева не разбился, а находится в переходном состоянии покоя, сна.

Сам  художник называл это произведение одной из "своих самых русских картин". Созданный им образ запыленной, среднерусской земли визуально продолжает типы национального пейзажа: "По краскам, цвет России, нашей травы, земли, неба… да и трагичность наша русская, национальная…", - Коржев.



Полет как миф и мечта

В основу сюжета картины лег древнегреческий миф о Дедале и Икаре, который, впрочем, занимает свое место в национальной исторической памяти и архетипах советского искусства.

Для более подробного анализы темы полета важно в первую очередь обратиться к реалиям современной для Коржева культурной ситуации. Одним из ключевых событий 1970-х годов можно считать выход фильма А.А.Тарковского "Андрей Рублев", завершенного режиссером в 1966 году, но показанного в ограниченном прокате только в 1971. В прологе к фильму Тарковский снимает в роли "летающего мужика" Ефима советского андеграундного поэта Николая Глазкова. В сцене на глазах у изумленной средневековой толпы герой Глазкова прыгает с колокольни Церкви Покрова на Нерли на воздушном шаре. В течение нескольких минут камера следует за его стремительным движением вниз, и, как следствие, падением, очевидным трагическим результатом полета.



Первым же наиболее достоверным свидетельством среди разрозненных исторических легенд о попытках полетов на Руси можно считать небольшой эпизод, упомянутый И.Е.Забелиным в его "Истории города Москвы". У Забелина "мужик", введший в траты бояр своей провокационной идеей полета, но все же не полетевший, не назван по имени.

Другой документ, апокриф, разоблаченный Д.С.Лихачевым, упоминает дьяка Никитку Крякутного, который предпринял попытку подняться в небо. На этой истории, возможно, основывается произведение А.А.Дейнеки "Никита – первый русский летун" (1940). Имея конкретные исторически реалии, герой Дейнеки – молодой человека, как и Егорка. Оба художника изображают не "мужика", а юношу, мальчика, тем самым связывая смелость поступка с молодостью, однако именно в произведении Коржева тема полета раскрыта с точки зрения внутренней драмы и переживания факта случившегося. 



Поколение Коржева в 1970-е годы

Для поколения шестидесятников тема прерванного полета становится отчасти программной. 1970-е годы определили рубеж окончания преобразований хрущевской "оттепели" и курс на реформы, метафорой которых был именно образ взлета, как стремления к свободе и личного права на поступок, оказался сбит. Тем не менее, несмотря на меняющуюся политическую повестку, для современников Коржева воля к преодолению границ художественных, социальных и мировоззренческих оставалась постоянной внутренней задачей. И в картине "Егорка-летун", знаменующий переход от одного исторического времени в другое, Коржев лишь отчасти воплощает характерное для 1970-х годов состояние краха надежд и личного поражения. 



Метафизический сон главного героя, олицетворяющий также момент паузы настоящего момента, остается другой немаловажной и не до конца раскрытой темой в этой картине. В частности, ретроспективная выставка современника Коржева Виктора Попкова, прошедшая в 2014 году в Венеции, была подана как проект, исследующий именно эту тему пограничного состояния героя, находящегося между сном и действительностью. И, возможно, не поддаваясь до конца логическому осмыслению с позиции факта происшествия, сюжет картины "Егорка-летун" позволяет нам и сегодня постараться задать ключевые вопросы о пребывании человека на некой границе категорий быта и бессмертия.


 Авторы текста:
Вера Головина, научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века
Евгения Яркова, научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века

Комментарии