19 октября 2017 года - 250 лет со дня рождения французского портретиста Анри Франсуа Ризенера (1767-1828), работавшего на территории Российской империи в 1815-1822 гг. В настоящее время его работы находятся в коллекции многих отечественных и зарубежных музеев. В фондах Третьяковской галереи хранится портрет кисти Ризенера, на котором запечатлена представительница известной аристократической фамилии княгиня Варвара Сергеевна Долгорукова.
В первой четверти XIX столетия А.Ф.Ризенер был весьма востребованным живописцем и миниатюристом. Будущий художник рос и воспитывался в семье, сопричастной искусству. Он родился в Париже и происходил из семьи знаменитых мебельщиков. Отец, Ж.А.Ризенер (1734−1806) в 1774−м был удостоен звания "королевского краснодеревщика". Изобразительному искусству молодой живописец обучался в Королевской Академии живописи и скульптуры у прославленных художников классицистов Ж.Л.Давида и Ф.А.Венсана. Во время революции Ризенер вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика, однако в конце 1790−х гг. вновь обратился к творческой деятельности. Ризенер регулярно выставлял свои работы в Салоне, в 1808 году удостоившись в нем медали за портрет Наполеона. В послевоенном Париже 1813-1814 гг. завязались контакты мастера с русскими заказчиками.
Около 1815 года Ризенер прибыл в Варшаву, столицу царства Польского, входившего в состав Российской империи. Наместником провинции был великий князь Константин Павлович, при дворе которого художник успешно создал ряд произведений. Великий князь составил дальнейшую протекцию живописцу в Москве и Санкт-Петербурге. В российский период творчества Ризенер выполнил портрет Александра I, трудился над изображениями представителей знатных семейств Апраксиных, Олсуфьевых, Долгоруковых...
Портрет княгини Долгоруковой был написан Ризенером в конце 1810-х-начале 1820-х гг. Варвара Сергеевна (1793-1833) являлась дочерью действительного статского советника князя С.С.Гагарина и его супруги В.Н.Голицыной. Варвара рано осталась сиротой и воспитывалась в Екатерининском институте, по окончании которого была зачислена во фрейлины. В 1812 году она вышла замуж за князя В.В.Долгорукого (1787-1858), действительного камергера, в 1819 году назначенного шталмейстером. В доме Долгоруковых бывал весь свет высшего общества. Варвара Сергеевна славилась как своим умом и красотой, так и непоказной благотворительной деятельностью. "Это была идеальная женщина. Сколько она делала добра, содержа столь много бедных своими пенсиями…" - вспоминал будущий декабрист А.П.Беляев, посвятивший Долгоруковой немало восторженных строк.
Изображение В.С.Долгоруковой по праву можно назвать жемчужиной собрания Третьяковской галереи. Молодая дама, облаченная в красное с белыми кисейными рукавами платье, внимательно смотрит с полотна на зрителя. Это произведение – замечательный пример стиля ампир в живописи первой четверти XIX века с присущей данному художественному стилю чеканностью силуэта, строгостью и гибкостью линий, статуарностью формы.
Известный искусствовед начала ХХ века барон Н.Н.Врангель отмечал, что художник "писал мощной кистью гладко и ровно как верный последователь Давида и некоторые портреты Ризенера мало чем уступают работам его учителя… Все они написаны точно и четко в свежих и ясных тонах и, наверное, справедливо передают черты людей того времени".
В портрете Долгоруковой Ризенер демонстрирует умение подметить красоту в легком повороте посадки женщины, естественности ее позы. Варвара Сергеевна изображена Ризенером сидящей в кресле, чуть наклонившись вперед, руки сложены одна на другую. Слева через раскрытую на балкон дверь раскрывается панорамный вид. Эффектен колорит картины Ризенера: красное платье Долгоруковой, золотисто-рыжеватый, охристый оттенок ампирного кресла заданы в контрасте с общей темно-серо-зеленоватой гаммой фона и серовато-облачным небом.
Манеру живописца в портрете отличает тщательность в изображении отделки мебели, деталей декоративной рамы. Так же достаточно четко и ясно прописан панорамный вид с "предгрозовыми" облаками, вносящими некоторый романтический оттенок. В композиции задана четкая система горизонталей и вертикалей, подчеркивающая конструктивное начало картины. Во всем произведении присутствуют свойственные неоклассицизму качества постоянства, стабильности, порядка.
Какова же была судьба портрета Варвары Сергеевны? На протяжении XIX столетия произведение находилось в фамильном собрании князей Долгоруковых в имении Волынщина Московской губернии. В 1905 году портрет значился в числе работ Ризенера, отобранных на грандиозную выставку в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. В 1917 году от Е.А.Долгоруковой полотно поступило в Третьяковскую галерею.
Автор: Екатерина Клементьева, научный сотрудник Отдела живописи XVIII - первой половины XIX века
Комментарии
Отправить комментарий