Русско-турецкая война за освобождение балканских народов от османского владычества застала Верещагина недалеко от Парижа, где он трудился над Индийской серией в своей мастерской в Мезон-Лаффите. Художник подал прошение о причислении его к штабу русских войск еще осенью 1876 года, а после начала войны в апреле 1877 года добровольно уехал на фронт, где находился вплоть до окончания военных действий.
Адъютант. Холст, масло. 50х75. Частное собрание |
Балканская война вызвала небывалую волну патриотизма в среде российского общества, в том числе творческой интеллигенции. За полгода до начала войны П.М.Третьяков в письме к И.Н.Крамскому делился своими мыслями: «...Россия ведет себя относительно славян уж вовсе не позорно! Когда и на какое дело Русские люди столько жертвовали капиталов, сколько жертвуют теперь? и жертвуют бескорыстно!… Приятно принадлежать в настоящее время к Русскому народу»2. На Балканах наряду с Верещагиным работали многие отечественные художники: В.Д.Поленов, А.Д.Кившенко, А.П.Боголюбов, Н.Н.Каразин, Л.Ф.Лагорио, А.А.Попов, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, П.О.Ковалевский. Вместе с тем именно полотна Верещагина остались наиболее яркой страницей в истории батального искусства XIX века.
Причисленный к отряду генерала М.Д.Скобелева, он спешил на передовую линию фронта, готовый сразу идти в атаку и первым встретиться с башибузуками3. Во фронтовых письмах художник сообщал, что «приготовился к смерти еще в Париже»4 и пошел воевать по зову сердца, чтобы «заглянуть в глаза войне» и увидеть ее истинное лицо.
Александр II под Плевной 30 августа 1877 года. 1878-1879 |
Перед атакой. Под Плевной. 1881 |
После взятия Плевны художник совершил в колонне М.Д.Скобелева труднейший зимний переход через Балканы и участвовал в решающем бою за Шипку у деревни Шейново. Десять месяцев Верещагин провел на войне, где с «неподражаемым энтузиазмом», как писал Стасов, «с задыхающейся грудью, со щемящим сердцем наносил на свои путевые холстки и дощечки страшные сцены, проносившиеся перед ним». Эти маленькие эскизы указывали на свободную и раскованную манеру живописного письма, новую для верещагинской техники, без детализации и раскраски по карандашному контуру. В конце войны Верещагин гордо отказался от награждения «золотой шпагой». С 1877 по 1879 год он работал в парижской мастерской с огромной отдачей. Им были написаны около тридцати полотен Балканской серии, среди которых нет ни одной «мирной» жанровой сцены. Три картины: «Перед атакой», «После атаки. (Перевязочный пункт под Плевной») (обе ГТГ) и «Турецкий госпиталь в Плевне» (НОХМ) были созданы в 1881 году, картина «Атака» (ВИМАИВиВС) осталось неоконченной.
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879 |
Уничижительная сцена «маскарада» с переодеванием в русские мундиры турецких башибузуков («Победители» (1878–1879, НМККГ ), передний план с убитыми бойцами на фоне победоносного проезда М.Д.Скобелева («Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1878–1879, ГТГ), бескрайнее степное поле, словно покрывающее золотым саваном мертвых («Побежденные. Панихида». 1877–1879, ГТГ), замерзшие и забытые на снежных вершинах солдаты («На Шипке все спокойно!» 1878–1879. триптих, частная коллекция) — такие темы, «лишенные всякого шовинистического духа», как писал И.С.Тургенев, показывали «все стороны войны: патетическую, уродливую, ужасную…и в особенности психологическую сторону» войны.
По мере завершения работы над серией Верещагин начал задумываться о покупателе для Балканской серии, пытаясь вести переговоры с представителями царской семьи и коллекционерами. По признанию самого Верещагина, он не мог отдать «за полцены» работу, «стоящую такого громадного труда и усилия, талантом, деньгами и в особенности здоровьем», стараясь при этом поставить «условия неразрозниваемости на веки веков»6. Великие князья высказывали сомнение, найдут ли понимание подобные «непатриотические» картины в России и не спешили приобретать серию до ее полного завершения7. С Третьяковым, принявшим и купившим туркестанские работы, в этот раз художник разошелся во взглядах на «мировую идею войны»: Третьяков, подобно многим патриотам в России, близких к идеям славянофильства, считал эту войну освободительной, жертвенной и необходимой ради «великой идеи» объединения славянских народов. Объективно соглашаясь с этим, Верещагин, вместе с тем со свойственной ему прямотой отказывался примириться с сотнями «беспощадно искалеченных солдат наших», которые оставались лежать навеки на чужой земле. Он писал, что «ужасный призрак войны» стоял во всеоружии перед ним всю жизнь, в особенности после Балканской кампании, с которым он боялся «схватиться» и оказаться побежденным.
Балканский цикл является самым глубоким по содержанию и художественному воплощению в творчестве художника, это вершина его мастерства, свидетельство зрелости таланта, сравнимое в литературе с эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Во время работы над этой серией окончательно сложилась идейная позиция Верещагина: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады»8.
После колоссального нервного напряжения Верещагин нуждался в отдыхе. В поисках успокоения и «лечения» душевных ран он уезжает на Ближний Восток.
Продолжение следует…
1 Верещагин В.В. На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877
г. художника В.В.Верещагина. М., 1902. С. 58.
2 П.М.Третьяков – И.Н.Крамскому. 8 сентября 1876. Москва // Переписка И.Н.Крамского: в 2 т. Т.1: И.Н.Крамской и П.М.Третьяков. 1869–1887 / подгот. к печати, примеч. и предисл. С.Н.Гольдштейн. М., 1953. С. 158.
3 Из письма В.В.
Верещагина В.В. Стасову от 29.04/11.05.1877// В.В. Верещагин. Избранные
письма. М., 1981. С.47. Далее – Избр. письма
4 Из письма В.В.
Верещагина – В.В.Стасову от 15/27.07.1877 //Переписка В.В.Верещагина и
В.В.Стасова.Т.1. 18741878. М., 1950. С.174-175
5 На войне. В Азии и Европе. Воспоминания художника В.В.Верещагина. М., 1894. С.321-322
6 Избранные письма. С. 86.
7 Избранные письма. С.102
8 В.В. Верещагин – П.М. Третьякову. 3 мая [1879]. Париж // Переписка Верещагина и Третьякова. С.37.
Автор: Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина
Комментарии
Отправить комментарий