В.В.Верещагин. Русская серия

В 1887 году Верещагин уступает свою парижскую мастерскую другому знаменитому русскому художнику - Константину Маковскому. После долгих лет проживания в Европе он принимает решение окончательно вернуться в Россию. Отчасти на это решение повлияла его женитьба на Лидии Васильевне Андреевской*, пианистке, которая сопровождала его в американском турне. Она исполняла музыку русских композиторов на его выставках. Художник также вспомнил советы В.В.Стасова и П.М.Третьякова, которые давно предлагали ему обратить свой взор на русскую историю.

Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888

На окраине Москвы, недалеко от деревни Нижние котлы за Серпуховской заставой строится деревянный дом в русском стиле по проекту самого Верещагина. Здесь он поселяется с семьей летом 1891 года и начинает осуществлять замысел по созданию новой серии, посвященной войне 1812 года. Верещагин работал всегда замкнуто, уединившись от людей в мастерской, редко показывая картины до их окончания.

Впервые художник-баталист обратился к страницам давней истории, рассказывающих о борьбе русского народа с французскими завоевателями, а не к современным военным событиям. Художнику предстояло воплотить грандиозную задачу: серия должна была включать в себя двадцать полотен. С особой тщательностью художник отбирал сюжеты, изучая различную литературу о наполеоновском нашествии на русском, английском и французском языках. Для Верещагина наиболее ценными стали мемуары свидетелей и участников кампании 1812 года, которые давали живое представление об образе Наполеона и раскрывали истинную трагедию Отечественной войны.

Начатая в Париже, в мастерской Мэзон-Лаффит, с триптиха «Старый партизан», она была окончена в московской мастерской художника в Нижних Котлах. Художник писал с натуры места сражений, в том числе и Бородинское поле, интерьеры сельских церквей и домов, зимнюю русскую природу. Мощная живописная хроника, состоящая из двадцати произведений, охватывала события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России, опередившего отступление своей армии. Последняя, двадцать первая картина, посвященная переправе через Березину, над которой живописец работал уже в 1902-1904 годах, осталась неоконченной.

Жажда путешествий не покидает его и в России. В 1893 – 1894 годах он отправляется в путешествие по русским городам, во время которого посещает Ростов, Кострому, Ярославль, Макарьев. Специально для этой поездки была оборудована барка, которая продвигалась по рекам и каналам на Север, заплывая во многие крупные города.

Слева: Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894. ГРМ
Справа: Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского, 1888. ГРМ


Результатом поездки стали живописные и графические произведения, вошедшие в «Русскую серию», а также книга «На Северной Двине. По деревянным церквам», вышедшая в Москве в 1896 году. Благодаря работам Верещагина мы имеем представление о многих памятниках древнего зодчества, которые не сохранились до наших дней. Художник зарисовывал уникальные архитектурные детали - резные раскрашенные колонны в церкви Петра и Павла Пучуге. Верещагин специально ездил в глухое северное село у истоков реки Пинеги, притока Северной Двины, чтобы увидеть прославленную икону: деревянное, вырезанное в полный человеческий рост, раскрашенное изображение Николая Чудотворца. Местные жители почитали эту святыню как чудотворную. В селе Белая Слуда, расположенном на реке Мокшурке, притоке Северной Двины, в Вологодской губернии, Верещагин писал этюды двух деревянных церквей. Одна из церквей, относящаяся к концу XVI –XVII века, сохранила старинный тябловый иконостас.
 
Слева: Икона Николы с верховьев реки Пинеги. 1894
Справа: Резной столб в трапезной Петропавловской церкви в селе Пучуге Вологодской губернии. 1894
 

Особое место в Русской серии занимают портреты народных типов, которые Верещагин встречал во время своего путешествия на Север и называл «незамечательными», т.е. ничем особым не выделяющихся среди остальных. Он написал и опубликовал книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей» (М., 1895, Изд. 2. М., 1896). Жанр этой книги является весьма оригинальным по форме и содержанию: рассказ ведется от лица героя и сопровождается его портретом кисти Верещагина. Например, «отставной дворецкий, с большим юмором рассказывающий о том, как он ухитрился освободиться из крепостной зависимости, обманувши своего, забывчивого на исполнение обещаний, барина»**. Или «Старуха-нищенка, 96 лет, олицетворение восьмидесятилетних непрерывных страданий. Хорошо помнит француза 12 года»***.

Слева: Голова зырянина 1893—1894. ГРМ
Справа: Отставной дворецкий. 1888 ГРМ

Последними работами, приобретенными Третьяковым у Верещагина, стали пять картин именно из Русской серии, купленные в 1896 году. Одна из работ называлась «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль» (1888), остальные четыре работы 1894 года посвящались Русскому Северу. Камерные по размеру работы написаны с непривычным для Верещагина чувством покоя и созерцательности, в них улавливается искреннее стремление автора запечатлеть характерные особенности народной жизни.

Видимо, не в характере Верещагина была тихая спокойная жизнь, лишенная экстрима и острых ситуаций. В 1901 году он совершил дальние странствия на Филиппинские острова, в следующем году — дважды приезжал на Кубу, к тому моменту провозглашенную независимой, но еще оккупированную американскими войсками. С риском для жизни он объехал весь остров, добираясь до горы Сан-Хуан под Сантьяго, где собрал этюдный материал для картины «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» из истории испано-американской войны. В США во время работы над полотном Верещагин удостоился аудиенции самого президента, который позировал ему, а позже посетил его персональную выставку в Нью-Йорке

Накануне русско-японской войны шестидесятидвухлетний художник уехал в действующую армию на Дальний Восток, считая своим нравственным долгом быть в центре готовящихся боевых событий.

Продолжение следует…

* Брак с Л.В. Андреевской (1965 1911) был узаконен 7 июля 1893 года.
** Каталог посмертной выставки картин и этюдов В.В Верещагина. СПб, 1904. С. 28
*** Там же. С. 24


Автор: Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина


 

Комментарии