Шебуев В.К. Гадание. Автопортрет. 1805-1807




В одном из залов Третьяковской галереи находится картина «Гадание. Автопортрет». Ее автор – Василий Козьмич Шебуев (1777-1855), известный русский художник, педагог и ректор Императорской Академии художеств. В этом году исполнилось 240 лет со дня рождения мастера.

На картине Шебуев предстает еще молодым, в возрасте 28 лет. В числе самых талантливых воспитанников Академии художеств он в 1803 году был отправлен в пенсионерскую поездку в Рим, где провел три года. Эта поездка была сродни современной стажировке: художник осматривал церкви, богатейшие коллекции живописи и, конечно, много работал. В Италии Шебуев написал свой автопортрет. Автопортрет очень необычен.



Мы видим художника, облаченного в старинный костюм с пышным кружевным воротником. Юноша как будто сошел с картин старых мастеров. Его необычный костюм связан, скорее всего с уличным карнавалом. Сочные яркие краски передают освещение, характерное для южных краев. Живописец скосил взгляд в сторону зрителя, что связано не только с сюжетом картины: художники, как правило, писали свои лица, заглядывая в зеркало, расположенное в стороне от холста. Карие глаза, массивные брови, пухлые губы, острый волевой подбородок, темные волнистые волосы – таков был облик В.К.Шебуева, известный нам и по поздним его портретам, написанным другими живописцами. К художнику подошла цыганка и заглядывает ему в глаза. За ней мы видим женщину с покрывалом на голове, держащую на руках младенца. Справа стоит напоминающий купидона миловидный ребенок – уличный музыкант, судя по большому бубну в его руках. Как и художник, он обращается к зрителю, привлекая его внимание к происходящему событию.


 
История создания этой картины известна благодаря воспоминаниям современника художника - скульптора Н.Н.Рамазанова. Он рассказывал: «В 1805 году Шебуев, гуляя в окрестностях Рима, встретил гадальщицу-цыганку, которая за несколько мелких монет, глядя на ладонь, сказала, что когда он воротится домой в Россию, то будет в славе, при хороших деньгах и будет близок к своему Государю. Художник изобразил в упомянутой картине свой портрет и гадальщицу-цыганку, слова которой вскоре сбылись». 

С последним утверждением трудно не согласиться. По возвращении в Россию Шебуев в 1807 году был удостоен звания академика исторической живописи. Ему стали давать самые престижные заказы на написание церковных образов. В 1810 году Шебуева пригласили в качестве учителя рисования к великому князю Николаю Павловичу – будущему императору Николаю I.



Сюжет картины ясен. Однако в ней нашли отражение не только впечатления художника от встречи с цыганкой. В уличной сценке проступают мотивы картин из итальянских церквей и собраний. Шебуев сходным образом выносит на передний план несколько фигур. Мальчик с бубном уподоблен Иоанну Крестителю, изображавшемуся ребенком рядом со Святым Семейством. Музыкальный инструмент у него в руках похож на колесо, олицетворяющее мучения Святой Екатерины - атрибут, часто сопровождающий ее образ. Женщина с покрытой головой, держащая младенца на руках, напоминает саму Мадонну. Здесь, на римской улице, она оказывается рядом с художником в момент прозрения им собственной судьбы…



Картина осталась незаконченной. Рентгенограмма портрета показала, что художник неоднократно возвращался к работе над полотном. В 1806 году Шебуев был вызван в Петербург, куда и увез картину. В России она имела большой успех, однако автор отказывался продавать ее. Автопортрет находился в мастерской Шебуева до самой его смерти.
 



Автор:  Е.Д.Евсеева, научный сотрудник Отдела живописи XVIII – первой половины XIX века,
кандидат искусствоведения


Комментарии