Скульптурные портреты на выставке "Скульптор Андреев. "Кем вы были до 1917 года?"


Один из разделов выставки "Скульптор Андреев. "Кем вы были до 1917 года?" посвящен скульптурным портретам культурной и интеллектуальной элиты начала ХХ века.
Кого же изобразил Андреев, рассказывает куратор выставки Мария Морозова. 

Портрет П.И.Вейнберга. 1904.
Гипс тонированный. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908), поэт, переводчик, историк литературы.

Впервые перевел на русский язык “Венецианского купца”, “Виндзорских проказниц”, “Комедию ошибок”, кроме того поэзию Гейне, Гете, трагедию Лессинга «Натан Мудрый», поэму Лонгфелло «Евангелина», комедию Шеридана «Школа злословия», трагедию Шелли «Ченчи» и много других произведений европейской поэзии.

Вейнберг был одним из лучших переводчиков своего времени: он умел сочетать хороший поэтический перевод со звучностью и стилистическим строем оригинала.  Кроме того, печатал в газетах и журналах статьи о разных произведениях русской и иностранной литературы, отдельные монографии (например, этюды о В.Гюго и Фрейлиграте), статьи о театре, о событиях общественной жизни.

Портрет Л.Н.Андреева. 1904-1905. 
Гипс тонированный. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919), прозаик, драматург, родоначальник экспрессионизма в русской литературе.

Пользовался необыкновенной популярностью среди читателей, особенно молодых людей. Темы одиночества, случайности, страха смерти, бессмысленности жизни, безумия, противоестественности войны были навеяны временем и находили отклик у читателей. Л.Н.Толстому приписывают авторство самой точной и меткой характеристики творчества Андреева: «Он пугает, а нам не страшно». Проза Андреева вызывала интерес И.А.Бунина, М.А.Горького, который не только ценил прозу Андреева, но и привлекал к сотрудничеству в своих изданиях.

Октябрьскую революцию Леонид Андреев не принял, остался в семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 года, после получения Финляндией  независимости, оказался в эмиграции. Там родился его сын Даниил, ставший писателем, автором знаменитого трактата "Роза мира".


Портрет Б.К.Зайцева. 1905-1906.
Гипс тонированный, подкрашенный. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Борис Константинович Зайцев (1881-1972), писатель, мемуарист, переводчик, общественный деятель. 
Занялся литературной деятельностью в начале 1900-х, был вхож в различные литературные кружки (“Среда”, московский Литературно-Художественный кружок, “Башня”). В 1906 году в издательстве “Шиповник” вышел первый сборник “Рассказы” с иллюстрациями М.В.Добужинского. От первых импрессионистических рассказов-поэм Зайцев постепенно перешел к более крупной форме, работая в “тургеневско-чеховской” манере. 
В первые годы после революции вел активную общественную деятельность, сотрудничал с “Книгоиздательством писателей в Москве”, в 1921 году был избран председателем Всероссийского союза писателей. 
В 1921 году за активную работу в Комитете помощи голодающим был арестован. Через год с семьей покинул Россию. Жил в Берлине, Риме, Париже. Был дружен с И.А.Буниным, Н.А.Бердяевым, М.А.Алдановым. 
В эмиграции его занимают в основном темы, связанные с духовной идентичностью, бытом русской интеллигенции в изгнании (“Дневник писателя”; “Дни”). Пишет много автобиографической прозы. Много печатался в эмигрантской прессе (“Новый журнал”, Нью Йорк; “Русская мысль, Париж).

Портрет Е.Е.Волкова. 1906.
Гипс тонированный. Слева на воротнике воспроизведение автографа: Е. Волковъ.

Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Ефим Ефимович Волков (1844-1920), художник. 

Учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, затем вольнослушателем посещал Академию художеств. 
В 1872 году дебютировал на выставке Общества поощрения художеств с работой “Болото осенью” (1871). После большого успеха у публики Волкова пригласили участвовать на Всемирной выставке в Лондоне, где та же работа была удостоена бронзовой медали, а в 1873 году — второй премии на конкурсе ОПХ. 
Смысл и вдохновение для своих работ Волков находил в скудных и иногда суровых пейзажах северной природы. Умение найти в ней красоту и поэзию выделяло его среди художников его круга.   
С 1879 года Волков стал членом Товарищества передвижных выставок и постоянным участником их ежегодных выставок, пользуясь репутацией одного из лучших пейзажистов. В 1899 году “за известность на художественном поприще” ему присуждается звание академика Императорской академии художеств.

Портрет А.П.Ленского. 1906.
Терракота, ангоб. 


Александр Павлович Ленский (урожденный Вервициотти), 1847-1908, актер, театральный режиссер и педагог. 

Внебрачный сын князя П.И.Гагарина и певицы О.Вервициотти, после смерти отца жил в семье известного актера Малого театра К.Н.Полтавцева.

В 1865 году дебютировал на сцене театра во Владимире. К 1876 году, будучи уже сложившимся актером, известным по работам в провинциальных театрах (Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса), Ленский поступил в Малый театр в Москве. Современники восхищались естественностью и легкостью игры Ленского, которая достигалась постоянной упорной работой, поисками новых средств сценической выразительности, тщательным изучением роли. Актер был мастером внутреннего и внешнего перевоплощения, в его искусстве сочетались порыв художника и верный, продуманный до деталей расчет. "Творить без вдохновения нельзя,— писал Ленский,— но вдохновение весьма часто вызывается той же работой”. Поэтичность, тонкий лиризм, оттенок печали были свойственны многим созданиям актера.

С 1888 года Ленский преподавал в Московском театральном училище. Своих учеников он воспитывал на репертуаре русской и зарубежной классики, уделял самое пристальное внимание постановкам пьес Островского. В работах по теории актерского творчества (“Заметки о мимике и гриме", "Заметки актера”) обобщил свой огромный творческий опыт.

Портрет Н.Н.Баженова. 1910-1912
Терракота.


Николай Николаевич Баженов (1857-1923), врач-психиатр. 
Закончил медицинский факультет Московского университета. С 1883 по 1885 годы жил и работал за границей, в том числе в клинике известного врача Ж.Шарко. В Европе сошелся с эмигрантами-марксистами, в том числе с Г.В.Плехановым и П.Л.Лавровым. По возвращении в Россию организовал и служил директором рязанской земской психиатрической больницы. В 1886 году был арестован из-за найденных у него экземпляров газеты “Народная воля” и переписки с жившими в Париже эмигрантами.  
Основные научные работы Баженова посвящены организации психиатрической помощи, разработке законодательства о душевнобольных, совершенствованию земской психиатрии, изучению шизофрении, вопросам психотерапии, клинико-экспериментальным исследованиям и др. Впервые выделил и описал особенности психозов, обусловленных стихийными бедствиями, политическими событиями и войнами. С точки зрения психиатрии исследовал творчество Н.В.Гоголя, В.М.Гаршина, Ф.М.Достоевского, Ги де Мопассана, символистов, декадентов.
В 1906 году вел курс психологии сцены в Московском художеством театре.
Баженов был и профессором, и революционером, и фигурой артистического мира. На собраниях московского Литературно-художественного кружка, который посещала «вся Москва», Баженова часто видели за одним столиком с родственниками Толстого и Достоевского. Баженов стал одной из «московских достопримечательностей»: он не пропускал ни одной премьеры, сам устраивал импровизированные костюмированные балы.

Декоративная маска (с портретными чертами М.Н.Германовой). 1914-1915.
Майолика, роспись полихромная. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва. Крышка для отдушины камина.
Мария Николаевна Германова, актриса.

Ученица первого набора школы МХТ. С 1902 года до своего отъезда за границу в 1919 году – одна из ведущих актрис театра. Отмечали, что ее «красота, трепетная нервная сила, острота жизнеощущения обещали трагическую актрису в духе Дузе». 
После революции работала в театрах в Париже и Праге, где она руководила Пражской труппой МХТ. В марте 1923 года Немирович-Данченко приглашал Германову работать в его новом театре, на сцене которого объединялась бы музыка и драма, однако актриса отказалась от этого предложения. В Европе она играла роли из московского репертуара или продолжала работать над теми образами, которые задумывались еще в Москве. В том числе, над ролью Королевы в «Короле темного покоя» Р.Тагора. В Москве спектакль готовился к постановке в декорациях Н.А.Андреева.

Портрет М.А.Кеворковой-Тарасовой. 1911-1914
Керамика, эмаль, цветные поливы. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Мария Александровна Тарасова (в замужестве Кеворкова, 1886-1965), актриса, певица. 
1907 год стал поворотным этапом в ее жизни: после смерти дочери от скоротечного менингита и развода с мужем Тарасова начинает музыкальную карьеру и с большим успехом выступает с лирическими песнями. Отец, богатый армянский промышленник, был категорически против артистической карьеры дочери, поэтому она переезжает в Петербург, и постоянно концертирует в столице. Мария Тарасова была частью круга художественной и театральной богемы, ее связывали с этим кругом не только творческие, но и родственные связи: Николай Тарасов, один из основателей театра «Летучая мышь», – двоюродный брат певицы; Никита Балиев, сооснователь «Летучей мыши», был женат на родной сестре Тарасовой; Анри Труайа, выдающийся французский писатель,  – племянник певицы. 
В 1921 году эмигрирует во Францию. В Париже продолжала давать концерты, которые  пользовались успехом у публики и критиков.

Портрет Н.Ф.Балиева. 1911
Керамика, полива синяя. Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Никита Федорович Балиев (Мкртич Асвадурович Балян; 1877 (1886?) - 1936), актер, режиссер, основатель и директор пародийного московского театра «Летучая мышь».

Пайщик и секретарь Вл.И.Немировича-Данченко начинал с характерных ролей в спектаклях МХАТа. Особенно выделяли яркий образ Хлеба в «Синей птице» М.Метерлинка в постановке Станиславского 1908 года. С пародии на этот спектакль начинается история театра-кабаре «Летучая мышь», который сначала размещался в подвале доходного дома Перцова. Вскоре из закрытого клуба «Летучая мышь» переросла в камерный театр с постоянной труппой и репертуаром. Кроме того, кабаре славилось на всю Москву своими капустниками, а во время Первой мировой войны - благотворительными вечерами.

После революции Балиев с труппой театра  покинул Россию. В 1920-е годы спектакли с успехом шли в Париже, театр  активно гастролировал по Европе и Америке. Декорации и костюмы к спектаклям создавали ведущие театральные декораторы и модельеры эпохи (в том числе и Эльза Скиапарелли).

В 1933 году Балиев  заново открывает свой театр, но уже в Нью Йорке, называя его на французский лад «Chauve-Souris». Театральная компания активно гастролировала по всему миру, а имя Балиева стало в один ряд с именем Дягилева, первого и самого успешного театрального антрепренера эпохи.

В 1936 году Балиев скоропостижно скончался в Нью-Йорке.


Портрет Ванды Ландовской. 1907
Гипс, раскраска полихромная. Слева на основании воспроизведение автографа: Wanda landowska.
Поступление: в 1934 году из мастерской скульптора. Москва.


Ванда Ландовска (1879-1959), польская пианистка, клавесинистка, композитор. 
Училась в Институте музыки в Варшаве, с 1896 изучала основы музыкальной композиции в Берлине. В 1900-1913 жила в Париже, преподавала в «Schola cantorum». В Париже дебютировала как клавесинистка, с 1906 начала гастролировать. 
Несколько раз (в 1907, 1909 и 1913 годах) выступала с концертами в России. В первый свой приезд в 1907 году по особому приглашению посетила Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, дала концерт в  его доме. В том же году В.Н.Серов выполнил ее карандашный портрет (бумага серая, акварель, пастель, белила, итальянский карандаш. 55,5x37,5, ГТГ). По заказу И.С.Остроухова Андреев создал скульптурный портрет пианистки. 
Ландовска прославилась главным образом как клавесинистка и исследователь старинной музыки. С её именем связано возрождение интереса к клавесинной музыке и старинным клавишным инструментам. Ландовска выступала как лектор, опубликовала ряд исследований, пропагандировала музыку клавесинистов, играла на специально сконструированном по её указаниям инструменте (изготовлен в 1912 фирмой «Плейель»).  
В 1913-1919 годах руководила созданным для неё классом игры на клавесине в Высшей школе музыки в Берлине. Вела курс высшего мастерства игры на клавесине в Базеле и Париже. В 1925 создала в Сен-Лё-ла-Форе (близ Парижа) Школу старинной музыки (при ней – коллекцию старинных музыкальных инструментов), куда съезжались ученики и слушатели из разных стран. В 1941 году, опасаясь преследования нацистов, эмигрировала в США.


Выставка "Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917 года?" открыта в Инженерном корпусе до 21 января. По средам выставку можно посетить бесплатно.
 
Автор: Мария Морозова, куратор выставки "Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917 года?", научный сотрудник Отдела скульптуры
Фото: Анастасия Замятина

Комментарии