«Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно»,
- писала М.Цветаева, встречавшаяся с художниками в Париже. Действительно, их
имена, кажется, неотделимы друг от друга: их объединяли не только личные
отношения, они были единомышленниками и первооткрывателями новых путей
искусства ХХ века. Они вместе
участвовали в художественных объединениях, экспонировали свои произведения, в
«четыре руки» оформляли балетные постановки для знаменитых «Русских балетов
Сергея Дягилева». Однако эта привычная «соединенность имен» порой таила
неожиданные сюрпризы.
В 1961 году
Третьяковская галерея получила в дар от В.Э.Морица «Автопортрет» Н.С.Гончаровой. К этому моменту галерея уже обладала работами жившей в Париже
художницы, в том числе знаменитым «Автопортретом с желтыми лилиями» (1907-1908).
Новый «Автопортрет» был исполнен в совершенно иной художественной манере –
темперой на картоне, с наклеенными фрагментами афиш, ткани, даже опилками. Сам образ на портрете – одновременно
эпатирующий и откровенно «парадный», плохо соединялся с чуждым всякого
самолюбования характером Гончаровой. Тем не менее, не было достаточных
оснований, чтобы «отвести» авторство художницы.
Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. 99 х 85. Дар В.Е.Морица |
Лишь много лет спустя, когда в Россию из Франции вернулось огромное наследие художников, загадка разрешилась. Автор этого произведения, был, наконец, определен. Им оказался М.Ф.Ларионов. Нашлись и отзывы современников - портрет подробно описан в статье Я.Тугендхольда о выставке «1915 год»: «Ларионову показалось недостаточным, слишком недвумысленным и элементарным, что на портрете Гончаровой он наклеил вырезки из театральных афиш, напоминающих публике об ее участии в «Coq d’Or» и «Веере». Он решил, что можно и вовсе обойтись без холста, показав публике настоящие вещи, весело подсвеченные краской или в их натуральном виде».
На протяжении всей жизни (а их союз сложился еще в годы
обучения в московском Училище живописи, ваяния и зодчества) Ларионов создал
множество портретов Н.Гончаровой. Это не портреты любимой женщины – а «любимого
художника», имидж которого Ларионов многие годы создавал продуманно и
планомерно. Когда-то влюбленная Гончарова писала ему: «Я – твое произведение..» . Вряд ли это справедливо по отношению к её
самобытному, ничуть не похожему на ларионовское, искусству, но «образ художницы
Натальи Гончаровой» – бесспорно, принадлежит Ларионову. Среди ранних рисунков
углем и пастелью много гончаровских изображений: фигуры, портреты, жанровые
сценки с ее участием – в этот ранний
период накопления опыта – она была идеальной терпеливой моделью.
Но уже во второй половине 1900-х он исполняет портреты Гончаровой, указывающие на ее собственное творчество. «Портрет на фоне крестьянских вышивок» (1911, частное собрание) аппелирует к «крестьянским циклам» художницы; в 1913 году, в период оформления футуристических книг, он исполняет откровенно хулиганские парные портреты Гончаровой и себя самого, которые могли бы иллюстрациями этих книг. В конце 1910-х Гончарова предстает в облике испанки с гребнем в волосах, в качестве автора оформления «испанских спектаклей» для антрепризы С.Дягилева и живописных панно «Испанки»; на рисунках 1923 года – в образе персонажа балета «Свадебки». «Портрет Н.С.Гончаровой» 1915 года – это отражение ее парижского триумфа, когда после успеха оформленного ею «Золотого петушка», она «в одночасье из никому не известной московской художницы она превратилась в знаменитого театрального художника».
Но уже во второй половине 1900-х он исполняет портреты Гончаровой, указывающие на ее собственное творчество. «Портрет на фоне крестьянских вышивок» (1911, частное собрание) аппелирует к «крестьянским циклам» художницы; в 1913 году, в период оформления футуристических книг, он исполняет откровенно хулиганские парные портреты Гончаровой и себя самого, которые могли бы иллюстрациями этих книг. В конце 1910-х Гончарова предстает в облике испанки с гребнем в волосах, в качестве автора оформления «испанских спектаклей» для антрепризы С.Дягилева и живописных панно «Испанки»; на рисунках 1923 года – в образе персонажа балета «Свадебки». «Портрет Н.С.Гончаровой» 1915 года – это отражение ее парижского триумфа, когда после успеха оформленного ею «Золотого петушка», она «в одночасье из никому не известной московской художницы она превратилась в знаменитого театрального художника».
Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1900-е. Картон, пастель. 52,8 х 35,8 |
Это произведение - своеобразный «парадный портрет» эпохи футуризма. Художник не столько пишет, сколько «делает» его из разных материалов – ткани, краски, кожи, фрагментов театральных афиш, опилок , превращенных в какие-то золотые крошки, и …волос, возможно, пожертвованных самой Гончаровой. На портрете имеется утрата – в правом верхнем углу содран довольно большой прямоугольный фрагмент. Что могло там быть? Какое изображение? К сожалению, в 1915 году в каталоге не помещали фотографий экспонатов, эскизов к этому портрету, явно рождавшемуся в качестве импровизации «из подручных материалов» – тоже нет. Однако, учитывая историю оформления спектакля «Золотой петушок», можно высказать предположение.
Ларионов М.Ф. Портрет Н.С.Гончаровой. 1915. Картон, гуашь, темпера, коллаж. Фрагмент |
Известно, что костюмы и декорации к опере-балету «Золотой петушок» были поручены Н.Гончаровой. В своих воспоминаниях она описала историю получения заказа, свои переговоры с С.П.Дягилевым. Ларионов должен был исполнить по ее эскизам декорации в натуральную величину. Он и писал их, чему существует документальное подтверждение – фотография в мастерских Большого театра: Ларионов в военной форме и Гончарова …в рабочей одежде с кистью в руках на фоне задника к первому действию спектакля. Имя Ларионова на афише не значилось, но среди эскизов костюмов явно выделяются исполненные им - в свободной живописной манере, «a la prima». Это его артистическое чувство юмора позволило включить в свиту Шемаханской царицы двойной портрет Ларионова-Гончаровой в образах Шайтана и восточной Танцовщицы. Во время работы над «Золотым петушком» складывается «театральный дуэт» Ларионова и Гончаровой, впоследствии все спектакли они будут оформлять вдвоем. Естественно предположить, что и в программном «Портрете Н.Гончаровой» 1915 года на втором, но заметном плане, должен был быть «собственный портрет» Ларионова. В случае с «Золотым петушком» Ларионов был вполне удовлетворен этой ролью – ролью второго плана. По иронии судьбы, он оказался «за кадром», спрятался под «маской Гончаровой» и в качестве автора «Портрета Гончаровой». Эта случайно возникшая мистификация в последней русской работе художника – словно отблеск той наполовину вымышленной биографии, которую Ларионов будет писать себе в парижские годы.
Автор: Евгения Илюхина, зам.заведующего отделом графики XVIII - начала XX века
Комментарии
Отправить комментарий