Николай Никогосян о скульпторе Сергее Коненкове



Со 2 марта по 22 апреля 2018 в Новой Третьяковке проходит юбилейная выставка Николая Никогосяна. Народный художник, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств, Н.Б.Никогосян реализовал множество проектов как в монументальной скульптуре, так и в живописи. Основам ваяния Н.Б.Никогосян учился у выдающегося педагога А.Т.Матвеева, также на него оказал влияние крупнейший скульптор ХХ века С.Т.Конёнков, с которым он был знаком. Об этой дружбе Никогосян даже написал рассказ, который так и назвал - "С.Т.Конёнков".

«Мне посчастливилось познакомиться с Сергеем Тимофеевичем Коненковым в самый первый год, как он возвратился с чужбины в 1946 году. Быть поклонником и другом человека, который намного старше тебя и превосходит тебя во всех отношениях, - это прекрасно! Я пользовался его советами, расположением и духовной поддержкой – дай Бог, если в чем-то, в малом смог ответить на его доброту… Я часто бывал у Сергея Тимофеевича дома, но в мастерскую он приглашал меня редко. Когда я впервые оказался там, я задал нелепый вопрос, за который мне потом стало стыдно: «Сергей Тимофеевич, покажите, пожалуйста, Ваши инструменты, которыми Вы создаете свои удивительные, сказочные деревянные скульптуры».

Он лукаво посмотрел на меня и сказал: «Вы хотите знать, какими инструментами я работаю по дереву?» и показал десять пальцев: «Вот самый лучший инструмент скульптора!» Но он должен иметь также голову и сердце. А что касается того, чем обрабатывать дерево, то для этого люди давным–давно придумали вот такие стамески». Он вытащил из ящика несколько образцов и добавил: «И еще скульптор должен чувствовать материал».

Никогосян Н.Б. Доярка. 1956. Дерево. Из собрания Галереи Нико. Скульптура выполнена Никогосяном в период работы в мастерской С.Т. Конёнкова.

На протяжении всех лет нашего знакомства Сергей Тимофеевич поражал меня своей добротой. Эта доброта жила в нем, она составляла его сущность. Но не следует понимать дело так, что он был добрым, этаким добреньким, кротким человеком. Нет, он к людским поступкам относился с резкой определенностью. Особенно не терпел жестокости во всех ее проявлениях.

Однажды вечером, не вспомню, по какому поводу, я пришел в гости к Сергею Тимофеевичу. Мы сидели в гостиной, мебель для которой он сделал своими руками. Среди гостей были жена художника Кончаловского и дочь художника Сурикова Ольга Васильевна, искусствовед Ксения Степановна Кравченко. Мы пили чай, беседовали, и я с интересом слушал их рассказы. Вдруг откуда-то влетела моль, обыкновенная моль. Маргарита Ивановна жена Коненкова, попыталась поймать ее ладонями, но ей не удалось. Тут моль полетела в мою сторону. Я подпрыгнул и ловко убил ее. Сергей Тимофеевич всерьез встревожился, строго посмотрел на меня и сказал:

- Как Вы могли убить живое существо? А еще говорили, что работаете над композицией «Весна»! Весна – это пробуждение, это любовь к природе, это - жизнь, а Вы посмели уничтожить живое!

Тогда я шутливо ответил:

- А как же прикажете поступить с этой молью, которая ест мои последние штаны, не обращая внимания на мое финансовое положение?

Сергей Тимофеевич улыбнулся, мягко взял меня за руку и ласково сказал:

- Эх, Нико, Нико, разбойник Нико!..»

 
Отрывок из рассказа Николая Никогосяна «С.Т. Коненков»//Н. Никогосян. Пластика жизни. М.,2018

Комментарии