Три мистические истории Свияжска




Когда в Свияжске побывал Александр Сергеевич Пушкин, он признался, что именно таким представлял себе сказочный остров Буян. Но мистическим, таинственным и полным загадок этот город был и задолго до визита русского поэта!

Еще до строительства городской крепости на островке в устье реки Свияги происходили удивительные события. Сегодня мы расскажем три мистические истории, которые несомненно вдохновят вас посетить выставку «Сказание о граде Свияжске» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.


Призрак монаха

После победоносных Казанских походов Ивана Грозного Свияжск присоединился к русской земле. И местные жители стали рассказывать новоприбывшим удивительную легенду. Согласно народным преданиям, за несколько лет до строительства города на острове стал раздаваться звон колоколов и церковное пение, а некоторые даже видели едва различимую фигуру старого монаха. Юноши пытались поймать его и расспросить о том, кто он и что делает на чужой территории, но едва к призраку кто-то приближался — он растворялся в воздухе.

Для русских, услышавших эту историю, было очевидно: упомянутый инок — сам преподобный Сергий Радонежский, точнее, его дух, освятивший место для строительства нового города. Именно к этому чудотворцу за духовной поддержкой и покровительством обращалось перед походом все русское войско, включая самого царя Ивана Грозного.




Тайна гибели Германа


Не обошлось в истории Свияжска и без трагических эпизодов. Направленный осваивать новые земли и посвящать местное население в православную культуру вместе с Гурием и Варсонофием инок Герман стал жертвой чудовищных обстоятельств.

Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, построенного на острове, а после смерти Гурия стал архиепископом Казанским и Свияжским.

Но в 1566 году царь Иван Грозный вызвал Германа в Москву. Там государь предложил, ему стать митрополитом, но святитель отказался, потребовав отмены опричнины. Царь приказал изгнать Германа из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым. Согласно житию священномученика Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек ему голову топором.

Святителя похоронили в церкви Николы Мокрого в Зарядье. А в конце XVI века мощи его были перенесены в Свияжский монастырь и положены в алтаре Успенского собора, а Герман был причислен к лику святых. В 1889 году состоялась процедура переоблачения мощей Германа — она подтвердила версию о его насильственной смерти. Тогда же шапку, в которой архиепископ был похоронен, поместили в ризницу собора. Но вы можете увидеть этот головной убор в Инженерном корпусе Третьяковской галереи на выставке «Сказание о граде Свияжске»


 
В поисках легендарной иконы 

В 1579 году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Многие заговорили о том, что Бог немилостив к русской земле. Но вскоре девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.

Ребенку долго не верили, но 8 июля (по старому стилю) в указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона, завернутая в ветхий рукав мужской одежды. Лик был светен и ясен, пожар совершенно не повредил его, а изображение выглядело так, будто было только что написано. С тех пор этот день, 8 июля 1579 года, отмечается Русской Православной Церковью как День явления Казанской иконы, общецерковный праздник.

Но мистическая история этого образа продолжилась. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь, и девочка Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной — земная властительница сняла ее с себя ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен новый обширный собор, а в 1808 году он был освящен.

Но спустя почти столетие в ночь на 29 июня 1904 года собор ограбили, как раз ради драгоценных украшений ризы. Когда преступников поймали, украденных ценностей при них уже не было. Предводитель грабителей утверждал, будто риза была распилена и продана ювелирам, а икона брошена в печь — якобы так святотатцы пытались проверить, действительно ли образ чудотворный.

До сих пор доподлинно неизвестна судьба этой иконы — говорили даже, будто она была приобретена купцом, который после революции уехал в Англию и там продал ее в частные руки. Позднее новости о Казанской иконе появлялись по всему свету, но ни разу еще не была подтверждена подлинность этих найденных образов.



Текст: Ангелина Грин
Фото: Анастасия Замятина

 

Комментарии