Восковая пластика Фёдора Толстого. Автопортрет с семьёй


В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открылась камерная выставка «Восковая пластика Федора Толстого» в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». На выставке можно увидеть пять лучших произведений выдающегося, неординарного человека эпохи романтизма Федора Петровича Толстого (1783-1873) из фондов музея.
В серии публикаций мы расскажем о мастере и его произведениях.


235 лет назад родился Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - художник необычной судьбы. Он принадлежал к аристократическому роду, титул графа был пожалован Петром I его предку П.А.Толстому. В следующих поколениях этот род подарил русской литературе писателей Льва Николаевича и Алексея Константиновича Толстых. 

Как было принято в то время, Фёдора Петровича готовили к военной карьере. Он обучался в заведениях, славившихся очень высоким уровнем образования: в Полоцком иезуитском коллегиуме у Габриэля Грубера, затем в Морском кадетском корпусе в Петербурге. После окончания корпуса стал посещать Академию художеств, у И.П.Прокофьева он обучался скульптуре, в медальерном классе познакомился с техникой воскового барельефа. В 1804 году Толстой решил оставить военную службу и целиком посвятить себя занятиям искусством. 

Вскоре пришел успех: в 1809 году за восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» и за усердие и познания в изящных искусствах он был избран почетным членом Академии художеств, в 1810 году получил должность художника-медальера при петербургском Монетном дворе, сумев реформировать эту деятельность и поднять создание медалей на должную высоту. В 1842 году Толстой назначен профессором медальерного искусства, с 1828 по 1859 год был бессменным вице-президентом Академии художеств.

Толстой Ф.П. Автопортрет с семьёй. 1812

«Автопортрет с семьей» - парадное по типу изображение, выглядит как демонстрация художником своих достижений, независимой жизненной позиции, собственных привязанностей и пристрастий. В нем звучат и сентименталистские, идиллические ноты. В общественном мнении той эпохи графа, аристократа унижало профессиональное занятие искусством; несмотря на это Толстой показывает себя именно как художника. На нем не военная форма или фрак, а драпировка, напоминающая тогу, в руках папка с рисунками и карандаш. Он окружен дорогими ему, душевно близкими людьми, у ног сидит любимый пудель, который, подобно одному из героев «Илиады», носил имя Гектор.
Посмотреть восковую пластику Фёдора Толстого можно до 5 июня 2018 года по билету в постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Текст: Лариса Бедретдинова


Комментарии